Мастер-класс Художественная ковка в рассказе автора. Работа над образом

Художественная ковка в рассказе автора. Работа над образом

Рассуждения об образах и меняющихся эмоциях — основная тема этого ролика.

Основной упор я сделал на то, что двигало мною при работе над арт-объектом «Бык и матадор». Восприятие этих двух персонажей зрителями и чувства самих персонажей — вот, что меня больше всего интересовало в этой работе.

Мастер-класс. «Пишем сочинение, используя речевые клише»
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Работа выполнена для презентации мастер-класса на совещании районного методического объединения учителей русского языка и литературы.

Скачать:

Вложение Размер
master-klass.docx 42.59 КБ
master_klass.pptx 126.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Подготовка к ЕГЭ.

Пишем сочинение, используя речевые клише»

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я очень рада приветствовать Вас в нашей школе. Желаю Вам приятно и с пользой провести время, надеюсь, что сегодняшние мероприятия Вам понравятся.

Хочу представить мастер-класс по подготовке к ЕГЭ, не ко всему экзамену в целом, а именно заданию типа С — написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту.

Учителем русского языка и литературы я работаю 13 лет, несмотря на это, в подготовке учащихся 11 класса к экзамену в форме ЕГЭ, я, можно сказать, «новичок». Поэтому я показываю свой мастер-класс не с целью вас чему-то научить, а, наверно, с целью посоветоваться, обменяться опытом.

В прошлом году с учащимися 10 класса я начала подготовку к экзамену заново, так как за время, проведенное дома, я заметила некоторые изменения в требованиях выполнения заданий экзамена. С каждым годом требования к сдаче ЕГЭ по русскому языку возрастают. Несколько лет тому назад мы не придавали особого внимания заданию с развернутым ответом, акцентировали внимание на выполнение заданий типа А и В, а сейчас, как видим, требования возросли, тем более, что, выполнив эту часть работы, ученик может набрать 23 балла.

За счет учебного компонента в прошлом и в этом учебном году у меня 3 урока русского языка (+ 3 урока литературы) в неделю. Готовясь к ЕГЭ, я обнаружила некоторые затруднения ребят в выполнении задания типа С. С начала 2 полугодия я начала 1 час в неделю уделять именно написанию сочинения-рассуждения. Изучив множество рекомендаций по подготовке к ЕГЭ, а именно заданию тапа С и применяя эти методики на деле, я пришла к выводу, что наиболее приемлемый способ написания сочинения — это использование речевых клише, потому что для детей-татар, общающихся в основном на татарском языке, на мой взгляд, этот способ легкий и доступный.

Для начала я хочу, чтобы вы, уважаемые коллеги разделились на две команды. Командам предлагаю прочитать исходные тексты.

(Раздается 2 разных текста)

Прочитайте, пожалуйста, исходные тексты. Эти тексты многим из Вас знакомы, взяты они из сборников, предложенных ФИПИ.

(Раздаются бланки с алгоритмом сочинения)

Итак, давайте обратимся к алгоритму написания сочинения.

Алгоритм написания сочинения

2. Постановка проблемы

3. Комментарий к поставленной проблеме.

4. Позиция автора.

5. Собственная позиция.

7. Литературный аргумент.

1. Вступление. Чтобы правильно написать вступление, конечно же, потребуется определить тему текста, т.е. ответить на вопрос, о чем этот текст. Определили тему текста. Давайте вспомним, каким может быть вступление к сочинению-рассуждению?

1. Вопросно-ответное единство.

Мастер художественной ковки

2. Цепочка вопросительных предложений.

3. Риторический вопрос.

5. Краткая справка об авторе текста.

6. Личные впечатления, чувства и жизненный опыт.

Изучив, данные виды вступлений, рассмотрим речевые клише. Они даны в бланках с алгоритмом. Выберите подходящее вашему варианту текста клише, выделите его фломастером, а концовку предложения напишите в бланке.

2. Следующий пункт алгоритма сочинения — это «Постановка проблемы». Это будет второй абзац нашего сочинения. Зная о том, что в тексте может быть затронуто несколько проблем , мы попробуем определить более очевидную. Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. — это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации. Причем, не забывайте, что верно сформулированная одна из проблем исходного текста без фактических ошибок по критериям оценки выполнения задания с развернутым ответом оценивается 1 баллом.

Критерии оценивания ответа на задание С1

Формулировка проблем исходного текста

Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста.

Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет.

Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.

Какие же речевые клише можно употребить при постановке проблемы?

В данном тексте

— автор исследует, поднимает, рассматривает, анализирует проблему.

— даётся – истолкование, описание, критическая оценка…

— исследуется – комплекс вопросов, процесс, влияние, зависимость…

— показывается – характер, важная роль, огромное значение, сущность…

— подвергается – критике, рассмотрению, анализу…

— рассматривается – вопрос, пример…

Крутая Самоделка из Жигулёвской Втулки и Завитка Сделай и себе!

— (Автор) вовлекает читателя в круг проблем, связанных с темой. Устарело ли это понятие?

-(Писатель) заставляет нас задуматься о следующих проблемах: (что такое .

Выберите подходящий вариант к вашему сочинению.

3. Теперь нужно прокомментировать проблему исходного текста. Это и будет следующий абзац.

Чтобы прокомментировать проблему, попробуйте ответить на вопросы:

— Насколько актуально то, о чем пишет автор?

— На чем заостряет внимание?

— На каком материале автор раскрывает проблему?

— К каким выводам приводит читателя?

Давайте рассмотрим примеры речевых клише.

— То, о чем пишет автор, очень актуально. Так как…

— (Автор) заостряет внимание на…

— (Автор) раскрывает проблему на материале…

-Автор поднимает (предлагает для обсуждения) еще одну животрепещущую проблему — проблему .

— Размышляя над актуальной во все времена проблемой (актуальной особенно в наше время), автор.

Еще раз обратимся к критериям оценки сочинения.

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста, в комментариях нет.

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована,

без опоры на исходный текст,

в комментариях допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием исходного текста

Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована,

допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста,

прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема,

в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента,

в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста.

4. Позиция автора — наш следующий пункт алгоритма написания сочинения. Как выявить позицию автора?

Для того чтобы выявить позицию автора, постарайтесь ответить на следующие вопросы: «Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?», «Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?»

Авторская позиция может быть явной, когда в тексте прямо звучит призыв к читателю. Но нередко бывает, что позиция автора прямо не выражена. Тогда ее выявление требует умения видеть скрытый смысл. Для этого нужно уметь понимать иронию, раскрывать сложные метафоры, приведенные в тексте.

Для выявления позиции автора можно употребить следующие виды клише.

Художественная ковка в Эстонии, кованые изделия в Таллине

— Сама проблема не нова в (русской литературе, в российской публицистике). Многие (поэты, писатели, философы, общественные деятели разных времен) пытались ответить на этот непростой вопрос. (Автору статьи) удалось найти оригинальное решение этой проблемы. Его точка зрения (мысль, идея, позиция) звучит свежо и необычно: «(Цитата)». — (Автор), по-моему (по моему мнению), делает совершенно потрясающее открытие: «(Цитата)».

— Он хочет донести до сознания людей (читателей) мысль о том, что (косвенная речь с частичным цитированием).

— Ответ на этот вопрос можно найти в (предложенном тексте; в тексте автора)

– убедительно доказывает, что…

— обращает внимание на то, что…

— верно (тонко) замечает…

5. А теперь самая, на мой взгляд, креативная часть нашего сочинения, и начинается она с точки зрения собственной позиции. В этой части работы нужно следовать правилам построения текста-рассуждения. Посмотрим на слайд.

Тезисом в данном сочинении является авторская позиция, которую мы определили, ваши же аргументы должны подтвердить или опровергнуть мнение автора. Я предлагаю примеры клише:

— Я полностью соглас___ с автором текста. Ведь. Потому что.

— Автор абсолютно прав, утверждая, что…

— Трудно не согласиться с автором в том, что…

— Не совсем точной, на мой взгляд, является оценка автором…

— Однако не со всеми высказываниями можно согласиться.

Арт-методика “Ажурное окошко”: бумажный фольклор в дизайне праздничного интерьера

— Позволю себе с ним (автором) не согласиться.

— Мне трудно согласиться с утверждением автора о том, что.

— На мой взгляд, автор высказывает спорное мнение о том, что.

Выберите, пожалуйста, подходящий вариант.

Алгоритм написания сочинения

2. Постановка проблемы

3. Комментарий к поставленной проблеме.

4. Позиция автора.

5. Собственная позиция.

7. Литературный аргумент.

6. В шестом пункте мы должны аргументировать собственную позицию, т.е. приводя в пример жизненный опыт и два литературных аргумента, отстоять свое мнение. Это будет следующий абзац. Рассмотрим схему. Что можно считать жизненным опытом?

В бланках сочинений даны речевые клише. Выберите вам подходящее.

Жизненный опыт (реальные факты из жизни окружающих, собственные наблюдения и выводы)

— Мне не раз приходилось сталкиваться с .

— Конечно, мой жизненный опыт пока небольшой , но тем не менее с этой проблемой приходилось сталкиваться.

— Я вспоминаю похожую ситуацию, которая произошла с.

Мастер художественной ковки Рефат Куртвелиев

Ссылка на авторитет

— Известный русский писатель, выдающийся ученый и т.п. как-то заметил.

— Любой историк скажет, что.

— Большинство врачей, языковедов, ученых и т.п. считают, что.

7. Теперь о читательском опыте. Рассмотрим схему.

Сейчас я вам раздам таблицу литературных аргументов. Я часто использую ее на уроках, когда мы готовимся к ЕГЭ. Возможно и вам она поможет.

В этом абзаце сочинения можно употребить следующие речевые заготовки.

-Вспомним героев произведения, рассказа, басни, романа и т.п.(назвать автора).

-В произведении, рассказе, басне, романе и т.п.(назвать автора) мы тоже наблюдаем за.

-Возьмем, например, произведение, рассказ, басню, роман и т.п.(назвать автора).

Напишите литературный аргумент.

А теперь посмотрим на слайд с критериями оценки.

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме

Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его ( привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы ).

Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт),

привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы .

Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.

Экзаменуемый сформулировал свое мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы ,

мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»),

вообще не отражено в работе.

8. Вот мы и пришли к финалу работы над сочинением. Последний пункт сочинения — это «Заключение».

Вебинар Тильды «Работа над ошибками» | 21.07.2018

Как и вступление, заключение должно быть органично связано с основным текстом. Приведем различные способы оформления заключения.

1. Обобщение основных мыслей автора — самая типичная и логичная концовка сочинения.

2. Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения также возвращает читателя к проблеме текста, подчеркивая ее актуальность.

3. Личное отношение к решаемой в тексте проблеме.

4. Использование цитаты.

Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее мысли автора. Уместно использование небольшого фрагмента, который содержит ключевые слова текста, или цитаты из другого источника, точно отражающей позицию автора исходного текста.

5. Концовка-ответ. Ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения.

6.Яркий пример, обобщающий рассуждение.

Для заключения я предлагаю следующие варианты клише.

— Подводя итоги, еще раз подчеркнем, что.

— В заключение хочется заметить, что.

— И, в конце концов, следует заметить, что.

— . Эти вопросы вечны, как вечны. как вечна сама жизнь. — Таким образом, нельзя однозначно ответить. но в то же время можно утверждать, что.

— Я не могу предложить сейчас решение проблемы — достаточно того, что «болезнь указана, а как ее излечить — это уже бог знает!

Напишите, пожалуйста, заключение.

Хочу обратить ваше внимание на критерии оценки задания с развернутым ответом.

Речевое оформление сочинения

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

— логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

Художественная ковка | Мастер класс

— в работе нет нарушений абзацного членения текста.

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

допущена 1 логическая ошибка,

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

допущено более 1 логической ошибки,

имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.

Точность и выразительность речи

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.

*Высший балл по этому критерию экзаменующий получает только в том случае, если высший балл получен по критерию К10

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли,

прослеживается однообразие грамматического строя речи,

работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи,

есть нарушения точности выражения мысли

Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.

Соблюдение орфографических норм

орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)

допущено не более 2-х ошибок

допущено 3-4 ошибки

допущено более 4-х ошибок

Художественная ковка в Армении, кованые изделия в Ереване, ворота, козырьки, заборы и прочее

Соблюдение пунктуационных норм

пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)

допущено 1 – 3 ошибки

допущено 4 – 5 ошибок

допущено более 5-и ошибок

Соблюдение языковых норм

грамматических ошибок нет

допущены 1 – 2 ошибки

допущено более 2-х ошибок

Соблюдение речевых норм

допущено не более 1 речевой ошибки

допущены 2 – 3 ошибки

допущено более 3-х ошибок

Соблюдение этических норм

этические ошибки в работе отсутствуют

допущены этические ошибки (1 и более)

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют

допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале

Максимальное количество баллов за всю письменную работу
(К1 – К12)

А теперь я предлагаю еще раз «пробежаться » по написанному сочинению и прочитать, что у вас получилось.

На этом мой мастер-класс окончен. Надеюсь, этот урок будет полезен вам при подготовке выпускников К ЕГЭ по русскому языку.

Спасибо за внимание.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Мастер-класс . «Подготовка к ЕГЭ. Пишем сочинение, используя речевые клише»

Алгоритм написания сочинения 1 . Вступление. 2. Постановка проблемы 3. Комментарий к поставленной проблеме. 4. Позиция автора. 5. Собственная позиция. 6. Аргумент. 7. Литературный аргумент. 8. Заключение.

Художественная ковка. Кузница мечты своими руками. Работа с металлом

Вступление. Вопросно-ответное единство. Цепочка вопросительных предложений. Риторический вопрос. Цитата. Краткая справка об авторе текста. Личные впечатления, чувства и жизненный опыт.

№ Критерии оценивания ответа на задание С1 Баллы I Содержание сочинения К 1 Формулировка проблем исходного текста Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. 1 Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. 0

⚔ Выставка «Клинок» Авторские работы по металлу. Мастера художественной ковки. Ручная ковка! Декор!

В данном тексте — анализируется проблема. — автор исследует, поднимает, рассматривает, анализирует проблему. — даётся – истолкование, описание, критическая оценка… — исследуется – комплекс вопросов, процесс, влияние, зависимость… — показывается – характер, важная роль, огромное значение, сущность… — подвергается – критике, рассмотрению, анализу… — рассматривается – вопрос, пример… — (Автор) вовлекает читателя в круг проблем, связанных с темой. Устарело ли это понятие? -(Писатель) заставляет нас задуматься о следующих проблемах: (что такое .

Чтобы прокомментировать проблему, попробуйте ответить на вопросы: — Насколько актуально то, о чем пишет автор? — На чем заостряет внимание? — На каком материале автор раскрывает проблему? — К каким выводам приводит читателя?

— То, о чем пишет (Автор), очень актуально. Так как… — (Автор) заостряет свое внимание на… — (Автор раскрывает проблему на материале… -Автор поднимает (предлагает для обсуждения) еще одну животрепещущую проблему — проблему . — Размышляя над актуальной во все времена проблемой (актуальной особенно в наше время), автор.

К 2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста, в комментариях нет. 2 Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована, но допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста. 1 Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, или допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста. 0

— Сама проблема не нова в (русской литературе, в российской публицистике). Многие (поэты, писатели, философы, общественные деятели разных времен) пытались ответить на этот непростой вопрос. (Автору статьи) удалось найти оригинальное решение этой проблемы. Его точка зрения (мысль, идея, позиция) звучит свежо и необычно: «(Цитата)». — (Автор), по-моему (по моему мнению), делает совершенно потрясающее открытие: «(Цитата)». — Он хочет донести до сознания людей (читателей) мысль о том, что (косвенная речь с частичным цитированием). — Ответ на этот вопрос можно найти в (предложенном тексте; в тексте автора) – убедительно доказывает, что… — обращает внимание на то, что… — выражает тревогу… — верно (тонко) замечает…

Построение текста-рассуждения. 1. Тезис. 2. Аргументация. 3. Вывод.

— Я полностью соглас___ с автором текста. Ведь. Потому что. — По-моему. — Автор абсолютно прав, утверждая, что… — Трудно не согласиться с автором в том, что… — Не совсем точной, на мой взгляд, является оценка автором… — Однако не со всеми высказываниями можно согласиться. — Позволю себе с ним (автором) не согласиться. — Мне трудно согласиться с утверждением автора о том, что. — На мой взгляд, автор высказывает спорное мнение о том, что.

Алгоритм написания сочинения 1 . Вступление. 2. Постановка проблемы 3. Комментарий к поставленной проблеме. 4. Позиция автора. 5. Собственная позиция. 6. Аргумент. 7. Литературный аргумент. 8. Заключение.

Жизненный опыт Реальные факты из жизни Собственные наблюдения и выводы Традиционно- исторический опыт

Жизненный опыт (реальные факты из жизни окружающих, собственные наблюдения и выводы) — Мне не раз приходилось сталкиваться с . — Помню, как-то. — Конечно, мой жизненный опыт пока небольшой , но тем не менее с этой проблемой приходилось сталкиваться. — Я вспоминаю похожую ситуацию, которая произошла с. Ссылка на авторитет — Известный русский писатель, выдающийся ученый и т.п. как-то заметил. — Любой историк скажет, что. — Большинство врачей, языковедов, ученых и т.п. считают, что.

Читательский опыт Художественная литература Историческая литература Научно-популярная литература

-Вспомним героев произведения, рассказа, басни, романа и т.п.(назвать автора). -В произведении, рассказе, басне, романе и т.п.(назвать автора) мы тоже наблюдаем за. -Возьмем, например, произведение, рассказ, басню, роман и т.п.(назвать автора).

К4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме Баллы Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы). 3 Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, опираясь на знания или жизненный опыт), или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы. 2 Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. 1 Экзаменуемый сформулировал свое мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы, или мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»), или вообще не отражено в работе. 0

1. Обобщение основных мыслей автора . 2. Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос. , 3. Личное отношение к решаемой в тексте проблеме. 4. Использование цитаты. 5. Концовка-ответ . 6.Яркий пример, обобщающий рассуждение.

— Итак. — Подводя итоги, еще раз подчеркнем, что. — В заключение хочется заметить, что. — И, в конце концов, следует заметить, что. — . Эти вопросы вечны, как вечны. как вечна сама жизнь. — Таким образом, нельзя однозначно ответить. но в то же время можно утверждать, что. — Я не могу предложить сейчас решение проблемы — достаточно того, что «болезнь указана, а как ее излечить — это уже бог знает!»

Мастер-класс «Подготовка к ЕГЭ. Пишем сочинение, используя речевые клише»
методическая разработка (русский язык, 11 класс) по теме

мастер-класс по подготовке к ЕГЭ, к части С-написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту

Скачать:

Вложение Размер
master-klass.doc 76.5 КБ
master-klass.ppt 286.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Подготовка к ЕГЭ. Пишем сочинение, используя речевые клише»

Уважаемые коллеги! Хочу представить мастер-класс по подготовке к ЕГЭ, не ко всему экзамену в целом, а именно заданию типа С – написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту.

С каждым годом требования к сдаче ЕГЭ по русскому языку возрастают. Несколько лет тому назад мы не придавали особого внимания заданию с развернутым ответом, акцентировали внимание на выполнение заданий типа А и В, а сейчас, как видим, требования возросли, тем более, что, выполнив эту часть работы, ученик может набрать 21 балл.

Готовясь к ЕГЭ, я обнаружила некоторые затруднения ребят 11 класса в выполнении задания типа С. С начала 2 полугодия я стала1 час в неделю уделять именно написанию сочинения-рассуждения. Изучив множество рекомендаций по подготовке к ЕГЭ, а именно заданию типа С и применяя эти методики на деле, я пришла к выводу, что наиболее приемлемый способ написания сочинения – это использование речевых клише, потому что для учеников этот способ легкий и доступный.

Для начала я предлагаю поделиться на две команды и прочитать исходный текст.

Прочитайте, пожалуйста, исходный текст. (Раздаются бланки с алгоритмом сочинения)

Итак, давайте обратимся к алгоритму написания сочинения.

Экспресс мастер класс по изготовлению кованого дерева!

Алгоритм написания сочинения

  1. Вступление.
  2. Постановка проблемы
  3. Комментарий к поставленной проблеме.
  4. Позиция автора.
  5. Собственная позиция.
  6. Аргумент.
  7. Литературный аргумент.
  8. Заключение.
  1. Вступление. Чтобы правильно написать вступление, конечно же, потребуется определить тему текста, т.е. ответить на вопрос, о чем этот текст. Определите тему текста.

— Давайте вспомним, каким может быть вступление к сочинению-рассуждению?

  1. Вопросно-ответное единство.
  2. Цепочка вопросительных предложений.
  3. Риторический вопрос.
  4. Цитата.
  5. Краткая справка об авторе текста.
  6. Личные впечатления, чувства и жизненный опыт.

Изучив, данные виды вступлений, рассмотрим речевые клише. Они даны в бланках с алгоритмом. Выберите подходящее вашему варианту текста клише, выделите его фломастером, а концовку предложения напишите в бланке. (Слайд 4)

2. Следующий пункт алгоритма сочинения – это «Постановка проблемы» . Это будет второй абзац нашего сочинения. Зная о том, что в тексте может быть затронуто несколько проблем , мы попробуем определить более очевидную. Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации. Причем, не забывайте, что верно сформулированная одна из проблем исходного текста без фактических ошибок по критериям оценки выполнения задания с развернутым ответом оценивается 1 баллом.

Критерии оценивания ответа на задание С1

Формулировка проблем исходного текста

Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста.

Ковка заклёпок и имитации заклёпки. Применяю самодельный инструмент

Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет.

Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.

Мастер класс по разгонке металла. Приём художественной ковки

Какие же речевые клише можно употребить при постановке проблемы?

В данном тексте

  1. анализируется проблема.
  2. автор исследует, поднимает, рассматривает, анализирует проблему.
  3. даётся – истолкование, описание, критическая оценка…
  4. исследуется – комплекс вопросов, процесс, влияние, зависимость…
  5. показывается – характер, важная роль, огромное значение, сущность…
  6. подвергается – критике, рассмотрению, анализу…
  7. рассматривается – вопрос, пример…
  8. (Автор) вовлекает читателя в круг проблем, связанных с темой. Устарело ли это понятие?
  9. (Писатель) заставляет нас задуматься о следующих проблемах: (что такое .

Выберите подходящий вариант к вашему сочинению.

3. Теперь нужно прокомментировать проблему исходного текста. Это и будет следующий абзац.

Чтобы прокомментировать проблему, попробуйте ответить на вопросы:

– Насколько актуально то, о чем пишет автор?
– На чем заостряет внимание?
– На каком материале автор раскрывает проблему?
– К каким выводам приводит читателя?

Давайте рассмотрим примеры речевых клише.

– То, о чем пишет автор, очень актуально. Так как…
– (Автор) заостряет внимание на…
– (Автор) раскрывает проблему на материале…
– Автор поднимает (предлагает для обсуждения) еще одну животрепещущую проблему – проблему .
– Размышляя над актуальной во все времена проблемой (актуальной особенно в наше время), автор.

Еще раз обратимся к критериям оценивания сочинения.

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста, в комментариях нет.

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована,

Мастер класс. Ковка сувенирной совы!

допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста.

Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована,

допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста,

прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема,

в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента,

в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста.

4. Позиция автора – наш следующий пункт алгоритма написания сочинения. Как выявить позицию автора?

Для того чтобы выявить позицию автора, постарайтесь ответить на следующие вопросы: “Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?”, “Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?”

Авторская позиция может быть явной, когда в тексте прямо звучит призыв к читателю. Но нередко бывает, что позиция автора прямо не выражена. Тогда ее выявление требует умения видеть скрытый смысл. Для этого нужно уметь понимать иронию, раскрывать сложные метафоры, приведенные в тексте.

Для выявления позиции автора можно употребить следующие виды клише.

– Сама проблема не нова в (русской литературе, в российской публицистике). Многие (поэты, писатели, философы, общественные деятели разных времен) пытались ответить на этот непростой вопрос. (Автору статьи) удалось найти оригинальное решение этой проблемы. Его точка зрения (мысль, идея, позиция) звучит свежо и необычно: “(Цитата)”. – (Автор), по-моему (по моему мнению), делает совершенно потрясающее открытие: “(Цитата)”.
– Он хочет донести до сознания людей (читателей) мысль о том, что (косвенная речь с частичным цитированием).
– Ответ на этот вопрос можно найти в (предложенном тексте; в тексте автора)
– убедительно доказывает, что…
– обращает внимание на то, что…
– выражает тревогу…
– верно (тонко) замечает…

5. А теперь самая, на мой взгляд, креативная часть нашего сочинения, и начинается она с точки зрения собственной позиции. В этой части работы нужно следовать правилам построения текста-рассуждения. Посмотрим на слайд.

  1. Тезис.
  2. Аргументация.
  3. Вывод.

Тезисом в данном сочинении является авторская позиция, которую мы определили, ваши же аргументы должны подтвердить или опровергнуть мнение автора. Я предлагаю примеры клише:

Это просто «Шедевр»! Шикарный мангал из профильной трубы! Холодная ковка

– Я полностью соглас___ с автором текста. Ведь. Потому что.
– По-моему.
– Автор абсолютно прав, утверждая, что…
– Трудно не согласиться с автором в том, что…
– Не совсем точной, на мой взгляд, является оценка автором…
– Однако не со всеми высказываниями можно согласиться.
– Позволю себе с ним (автором) не согласиться.
– Мне трудно согласиться с утверждением автора о том, что.
– На мой взгляд, автор высказывает спорное мнение о том, что.

Выберите, пожалуйста, подходящий вариант.

Алгоритм написания сочинения

  1. Вступление.
  2. Постановка проблемы
  3. Комментарий к поставленной проблеме.
  4. Позиция автора.
  5. Собственная позиция.
  6. Аргумент.
  7. Литературный аргумент.
  8. Заключение.

6. В шестом пункте мы должны аргументировать собственную позицию, т.е. приводя в пример жизненный опыт и два литературных аргумента, отстоять свое мнение. Это будет следующий абзац. Рассмотрим схему. Что можно считать жизненным опытом?

В бланках сочинений даны речевые клише. Выберите вам подходящее.

Жизненный опыт (реальные факты из жизни окружающих, собственные наблюдения и выводы)

– Мне не раз приходилось сталкиваться с .
– Помню, как-то.
– Конечно, мой жизненный опыт пока небольшой , но тем не менее с этой проблемой приходилось сталкиваться.
– Я вспоминаю похожую ситуацию, которая произошла с.

Ссылка на авторитет

– Известный русский писатель, выдающийся ученый и т.п. как-то заметил.
– Любой историк скажет, что.
– Большинство врачей, языковедов, ученых и т.п. считают, что.

7. Теперь о читательском опыте. Рассмотрим схему.

Сейчас я вам раздам таблицу литературных аргументов. Я часто использую ее на уроках, когда мы готовимся к ЕГЭ. Возможно и вам она поможет.
В этом абзаце сочинения можно употребить следующие речевые заготовки.

– Вспомним героев произведения, рассказа, басни, романа и т.п.(назвать автора).
– В произведении, рассказе, басне, романе и т.п.(назвать автора) мы тоже наблюдаем за.
– Возьмем, например, произведение, рассказ, басню, роман и т.п.(назвать автора).

Напишите литературный аргумент.
А теперь посмотрим на слайд с критериями оценки.

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме

Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его ( привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы ).

Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, опираясь на знания или жизненный опыт),

привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы .

Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.

Экзаменуемый сформулировал свое мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы ,

мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: “Я согласен / не согласен с автором”),

вообще не отражено в работе.

Холодная ковка. Делаю много балясин.

8. Вот мы и пришли к финалу работы над сочинением. Последний пункт сочинения – это «Заключение».

Как и вступление, заключение должно быть органично связано с основным текстом. Приведем различные способы оформления заключения.

1. Обобщение основных мыслей автора – самая типичная и логичная концовка сочинения.

2. Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения также возвращает читателя к проблеме текста, подчеркивая ее актуальность.

3. Личное отношение к решаемой в тексте проблеме.

4. Использование цитаты.

Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее мысли автора. Уместно использование небольшого фрагмента, который содержит ключевые слова текста, или цитаты из другого источника, точно отражающей позицию автора исходного текста.

5. Концовка-ответ. Ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения.

6. Яркий пример, обобщающий рассуждение.

Реальный секрет Профильной Трубы!

Для заключения я предлагаю следующие варианты клише.

– Итак.
– Подводя итоги, еще раз подчеркнем, что.
– В заключение хочется заметить, что.
– И, в конце концов, следует заметить, что.
– . Эти вопросы вечны, как вечны. как вечна сама жизнь. – Таким образом, нельзя однозначно ответить. но в то же время можно утверждать, что.
– Я не могу предложить сейчас решение проблемы – достаточно того, что “болезнь указана, а как ее излечить – это уже бог знает!

Напишите, пожалуйста, заключение.
Хочу обратить ваше внимание на критерии оценки задания с развернутым ответом.
А теперь я предлагаю еще раз «пробежаться » по написанному сочинению и прочитать, что у вас получилось.

— Представляю вам образец сочинения ученика 11 класса (слайд 21) .
На этом мой мастер-класс окончен. Надеюсь, этот урок будет полезен вам в подготовке выпускников к ЕГЭ по русскому языку.

Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Мастер-класс «Подготовка к ЕГЭ. Пишем сочинение, используя речевые клише»

Алгоритм написания сочинения 1. Вступление. 2. Постановка проблемы 3. Комментарий к поставленной проблеме. 4. Позиция автора. 5. Собственная позиция. 6. Аргумент. Литературный аргумент. 7. Заключение.

Вступление. Вопросно-ответное единство. Цепочка вопросительных предложений. Риторический вопрос. Цитата. Краткая справка об авторе текста. Личные впечатления, чувства и жизненный опыт.

Можно начать: 1) с кратких сведений об авторе, о его творчестве, если это имеет отношение к тексту. Например: К. Г. Паустовский (М. М. Пришвин) — один из удивительных мастеров художественного слова, его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире.Вот и прочитанный мною текст переносит меня в или Но в данном тексте автор выступает в неожиданной для меня роли философа и размышляет о «зеркальной» связи человека и природы. 2) с длинного ряда однородных членов предложения с обобщающим словом (в качестве однородных членов чаще всего используются отвлеченные существительные, обозначающие понятия, связанные с темой текста). Например: Вера, надежда, любовь (верность, преданность, дружба, взаимопомощь, милосердие и т.д.) — без этих нравственных категорий невозможно представить себе духовную жизнь человека. Известный современный публицист в своей статье делится с читателями размышлениями о том, что. 3) с двух — трех риторических вопросов, подводящих к теме или главной мысли текста (в вопросах уместно использовать слова-антонимы). Например: Как в наш век противоречий и социальных потрясений не разучиться отличать истинное от ложного? Как понять, что благотворно влияет на душу, а что развращает, губит ее? Как отличить культуру от «псевдокультуры»? Над этими сложными философскими проблемами размышляет в своей статье… 4) со своих размышлений по поднятой автором проблеме. Например: Я не раз задумывался о том, что самые важные жизненные понятия очень трудно бывает объяснить словами. Любовь, вера, счастье — без этих нравственных категорий невозможно прожить, а дать «определение» им не так уж просто. В данном тексте автор предлагает поразмышлять о роли.

№ Критерии оценивания ответа на задание С1 Баллы I Содержание сочинения К 1 Формулировка проблем исходного текста Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. 1 Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. 0

В данном тексте — анализируется проблема. — автор исследует, поднимает, рассматривает, анализирует проблему. — даётся – истолкование, описание, критическая оценка… — исследуется – комплекс вопросов, процесс, влияние, зависимость… — показывается – характер, важная роль, огромное значение, сущность… — подвергается – критике, рассмотрению, анализу… — рассматривается – вопрос, пример… — (Автор) вовлекает читателя в круг проблем, связанных с темой. Устарело ли это понятие? -(Писатель) заставляет нас задуматься о следующих проблемах: (что такое .

Чтобы прокомментировать проблему, попробуйте ответить на вопросы: — Насколько актуально то, о чем пишет автор? — На чем заостряет внимание? — На каком материале автор раскрывает проблему? — К каким выводам приводит читателя?

— То, о чем пишет (Автор), очень актуально. Так как… — (Автор) заостряет свое внимание на… — (Автор раскрывает проблему на материале… -Автор поднимает (предлагает для обсуждения) еще одну животрепещущую проблему — проблему . — Размышляя над актуальной во все времена проблемой (актуальной особенно в наше время), автор.

К 2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста, в комментариях нет. 2 Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована, но допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста. 1 Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, или допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста. 0

— Сама проблема не нова в (русской литературе, в российской публицистике). Многие (поэты, писатели, философы, общественные деятели разных времен) пытались ответить на этот непростой вопрос. (Автору статьи) удалось найти оригинальное решение этой проблемы. Его точка зрения (мысль, идея, позиция) звучит свежо и необычно: «(Цитата)». — (Автор), по-моему (по моему мнению), делает совершенно потрясающее открытие: «(Цитата)». — Он хочет донести до сознания людей (читателей) мысль о том, что (косвенная речь с частичным цитированием). — Ответ на этот вопрос можно найти в (предложенном тексте; в тексте автора) – убедительно доказывает, что… — обращает внимание на то, что… — выражает тревогу… — верно (тонко) замечает…

Построение текста-рассуждения. 1. Тезис. 2. Аргументация. 3. Вывод.

— Я полностью соглас___ с автором текста. Ведь. Потому что. — По-моему. — Автор абсолютно прав, утверждая, что… — Трудно не согласиться с автором в том, что…

Алгоритм написания сочинения 1 . Вступление. 2. Постановка проблемы 3. Комментарий к поставленной проблеме. 4. Позиция автора. 5. Собственная позиция. 6. Аргументы. 7. Заключение.

Жизненный опыт Реальные факты из жизни Собственные наблюдения и выводы Традиционно- исторический опыт

Жизненный опыт (реальные факты из жизни окружающих, собственные наблюдения и выводы): — Мне не раз приходилось сталкиваться с . — Помню, как-то. — Конечно, мой жизненный опыт пока небольшой , но тем не менее с этой проблемой приходилось сталкиваться. — Я вспоминаю похожую ситуацию, которая произошла с. Ссылка на авторитет — Известный русский писатель, выдающийся ученый и т.п. как-то заметил. — Любой историк скажет, что. — Большинство врачей, языковедов, ученых и т.п. считают, что.

Читательский опыт Художественная литература Историческая литература Научно-популярная литература

-Вспомним героев произведения, рассказа, басни, романа и т.п.(назвать автора). -В произведении, рассказе, басне, романе и т.п.(назвать автора) мы тоже наблюдаем за. -Возьмем, например, произведение, рассказ, басню, роман и т.п.(назвать автора).

К4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме Баллы Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы). 3 Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, опираясь на знания или жизненный опыт), или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы. 2 Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. 1 Экзаменуемый сформулировал свое мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы, или мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»), или вообще не отражено в работе. 0

1. Обобщение основных мыслей автора . 2. Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос. 3. Личное отношение к решаемой в тексте проблеме. 4. Использование цитаты. 5. Концовка-ответ. 6.Яркий пример, обобщающий рассуждение.

— Итак. — Подводя итоги, еще раз подчеркнем, что. — В заключение хочется заметить, что. — И, в конце концов, следует заметить, что. — . Эти вопросы вечны, как вечны. как вечна сама жизнь. — Таким образом, нельзя однозначно ответить. но в то же время можно утверждать, что. — Я не могу предложить сейчас решение проблемы — достаточно того, что «болезнь указана, а как ее излечить — это уже бог знает!»

Образец сочинения ученика Способны ли люди к состраданию? Об этой проблеме невозможно не задуматься, прочитав текст В. Розова. Автор, размышляя над данной проблемой, рассказывает о случае, произошедшем с бойцами на фронте. Сидя на берегу реки, они «чуть не скулили» от голода. Когда Борис принёс живую утку и предложил её зажарить, сослуживцы залюбовались красотой птицы и отвергли эту идею. Позиция автора по данной проблеме очевидна. Он убеждён в существовании гуманных, с остро развитым чувством жалости людей, не утрачивающих даже в самые тяжёлые минуты жизни способности сострадать. В. Розов обращает внимание читателей и на то, что даже люди, «выпущенные из тюрьмы», способны на великодушные поступки. Автор, поведав нам эту историю, призывает не верить тем, кто утверждает обратное. Мне близка позиция В. Розова, так как я уверен в том, что на нашей прекрасной планете живёт немало людей, в которых гуманные черты личности, «борясь» с заложенными природой инстинктами, одерживают победу. Доказывая свою точку зрения, приведу пример. Знакомые, современники А.И. Куприна, вспоминали, как писатель, сам живущий впроголодь, приютил голодную собаку, выпрашивал для неё кости в ресторане городского сада. Это ли не пример для подражания нам, людям, живущим в XXI веке? А в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Пётр Гринёв отдал заячий тулуп Пугачёву, хотя Савельич, его слуга, не одобрил этот поступок. Пётр Гринёв, несомненно, предстаёт перед нами в этом эпизоде как человек, который способен сопереживать и оказывать помощь тому, кто в ней нуждается. В заключение хочется подчеркнуть, что никогда не нужно терять веру в людей, так как они могут сострадать.

Добавить комментарий