Мастер-класс Шелковый платочек Яблоневый цвет в технике холодного батика своими руками

Шелковый платочек «Яблоневый цвет» в технике холодного батика своими руками

Здравствуйте,очень приятно,что вы посетили мой мастер-класс. Хотелось бы рассказать вам во всх подробностях как можно своими руками создать неповторимый шедевр,и при этом,еще и носить его. Сама я очень люблю рисовать и посвятила свою провессию творчеству.Я с детства днями напролет рисовала,потом закончила Детскую Художественную Школу,потом Текстильну Академию с красным дипломом по специальности «Художник-стилист по костюму».Крайне сильно люблю все красивое,стремлюсь к совершенствованию и люблю украшать все,что только могу.Но вот полтора года назад ,благодаря одной очень хорошей девушке,я научилась мастерству холодного батика. Хотя нас этому и учили уже,но не на профессиональном уровне.А тут. Меня полностью захватил батик,а точнее его процесс изготовления, поиск новых тем,форм ,сюжетов,колоритов. Я еще не мастер,я только учусь и вам советую))))))))))))

1) нам понадобится деревянная рама,по всему периметру которой на расстоянии 10 см набиты тонкие гвоздики на длинной ножке,для того,что бы натягивать на них ткань,в данном случае-натуральный атласный шелк с 12 плотностью. Отрез нам понадобится 93-93 см.Но можно любого нужного размера.

2)натягиваем наше полотно на раму( у меня она большая,размер 1,5-2 метра, поэтому на те края,которые остались свободными ,я навешиваю канцелярские скрепки и соединяю их капроновыми нитями с рамой).Важно,что бы ткань не провисала, а была натянута как барабан.

3)Теперь вы находите тему для платка,меня вот очень вдохновила коробочка под чай,уж больно она красивая,нежная,милая.

4)Затем я начинаю сразу рисовать резервом по ткани,так как люблю живые линии,но вам советую для верности сначала сделать на кальке эскиз рисунка,что бы следовать ему точно по плану. Я ведь тоже потом по рисункам делаю кальку,что бы можно было повторить.Точной копии вряд ли получится достичь,но максимальная схожесть вам будет обеспечена.А вы можете свести рисунок откуда-либо,например,с постельного белья.Вот как я делаю свою кальку:

Эту кальку можно подложить снизу рамы и сверху ее приколоть иголками по рисунку так,что бы он был виден

5)Теперь нам понадобятся резерв ,трубочка для него и бензин «Галоша» , с помощью которого мы сможем разбавить резерв до нужной консистенции, а именно так,что бы он давал плавные длинные линии,а если не разбавлять,то — кривые и очень короткие. Мой резерв покрашен в оранжевый цвет.А вы можете так же покрасить его в любой другой,изначально он прозрачный. Покрасить можно с помощью масляной краски,предварительно обезжиренной на листке бумаги до образования на ней ореола масляного. Очень важное предупреждение: работа с резервом -дело пахучее,пары бензина и парафина в одном флаконе дают о себе знать,поэтому советую работать с открытой форточкой или вытяжкой при закрытых дверях.

6)Текучесть резерва можно попробовать на обрезке или на краю работы,он же все равно обрезается.И если у вас хорошая,плавная линия,не очень тонкая,чтобы не пробивалась краска,то можно приступать.Итак,следуя рисунку,мы ведем нашу трубочку не быстро,но и не медленно,так,что бы краска не вытекала,но прокрашивала все участки.

7)Когда весь рисунок будет переведен на ткань, можно подождать пол часика.но я заметила,что пока рисую одну сторону,другая уже высохла,поэтому начинаю с нее.

8)Очень важная часть-подбор палитры для платочка.Я использую порошковые краски для натурального шелка,но можно заменить их и красками Марабу или любыми другими.Просто я работаю каждый день и мне нужно много красок.Порошковую краску приготовить не сложно: берете 2 чайные ложки порошка,2 щепотки соды,2 щепотки мочевины и завариваете все это в поллитровой банке кипятком примерно на треть.Размешиваете и вот цвет готов.Его можно разбавлять водой и смешивать с другими цветами,получаются очень неожиданные и красивые оттенки. Поэкспериментируйте.Так вот,после того,как мы эти цвета получили,делаем выкраску: берем отрезок ткани,расчерченный резервом и кистью(я использую в основном две,синтетика,круглые,номер 10 и 6) наносим его в ячейки для подбора цвета,что бы не сразу на ткань наносить.Таким образом мы получаем палитру цветов, у меня их в данном случае 9, а еще на шкафах целая батарея банок,краски хранятся примерно 3-4 недели.

9)Теперь берем баночку с водой,для придания объема в рисунке нам она понадобится,кистью наносим ее в нужную часть рисунка и добавляем краску.Потом тщательно растирайте,что бы край воды и цвета был ровным,плавным. И таким образом расписываем все мелкие детали. Вот что должно получиться:

10)Приступаем к покраске фона.Нам понадобится простая губка для мытья посуды,разрезаем ее пополам,оторвав от нее жесткую трущую поверхность, и получается орудие труда)Моей губке уже полтора года,но с возрастом она становится только более гибкой,хоть и неказистой))))))))))) Затем мочим ее в воде,у меня для нее ванночка, и наносим эту воду непосредственно на нужный участок ткани. Затем быстро,не дав ей высохнуть,макаем губку в банку с краской и наносим уже на границу с водой,растирая плавно,что бы не было некрасивых грубых переходов. Затем я довожу краску до краев рисунка, а мелкие детали раскрашиваю кистью.

11)Пока наш фон подсыхает,приступим к украшению,что бы придать платочку вид драгоценного изделия.Для этого нам понадобятся контуры для ткани. Ими я точенками наношу как бы пыльцу цветочков и просто украшаю детали,мне нравятся точенки, так как они смотрятся как мельчайшие стразики, но можно и линии проводить,в общем,дерзайте,на что ваша фантазия горазда.Вот и все!Ваш платочек уже практически готов.

12)Теперь его нужно запарить.Если у вас краски,запаривающиеся утюгом,то им и действуйте.Но в случае с моими красками-его нужно нести в салон,где его запарят над паром,дома это можно повторить,но не удобно.

13)Ну и наконец финальная часть-обшивание краев.Я отдаю свои изделия профессиональной швее,но можно обшить и самим,руками,предварительно ровно обрезав концы с дырочками.Выдернуть из обрезков нити и ими подогнуть края.

Какая красота получилась,желаю вам удачи)))))))))

Спасибо,что прочитали все до конца и уделили свое время прочтению моей статьи,полезной для начинающих художников по батику.А так же просто любителям прекрасного)))))))))Надеюсь вам захотелось своими руками создать неповторимый шедевр?

Батик для начинающих

Автор: Максимова Надежда Юрьевна МАДОУ « Детский сад комбинированного вида №239», г.Кемерово
Описание: данный мастер-класс предназначен для детей старшего дошкольного возраста, младшего школьного возраста.
Назначение: сувенир может служить украшением интерьера или можно преподнести в качестве подарка.
Цель: знакомство детей с искусством батика.
Задачи:
1. Познакомить детей с таким видом декоративно-прикладного творчества как «батик».
2. Учить правильно и аккуратно пользоваться красками для ткани и контуром.
3. Учить применять солевую технику.
4. Развивать умение поэтапно выполнять работу.
5. Развивать наглядно-образное мышление, воображение, фантазию.
6. Развивать интерес к декоративно-прикладному искусству.
7. Вызвать желание сделать поделку своими руками.
Материалы и инструменты, необходимые для работы: деревянная рамка, кнопки, отрез шелковой ткани, акриловая краска по шелку, контур для рисования по ткани, эскиз рисунка на бумаге.

Расписать ткань в технике «батик» не так уж и легко. Это достаточно сложный и трудоемкий процесс. Но работы выполненные в этой технике очень красивы и эффектны. К тому же процесс можно упростить, если наносить контур рисунка уже на затонированную ткань, а вместо специального резерва, который выдувается из специальных трубочек, можно использовать специальные контуры. Дети 5-7 лет вполне способны сотворить свои первые шедевры. Рисунок для эскиза первых работ конечно лучше выбрать попроще.

Основные этапы создания картины в технике «холодного батика»:
— подготовка всех материалов для росписи
— подбор ткани (лучше шёлк, крепдешин, можно искусственный)
— создание эскиза на бумаге
— натяжка ткани (предварительно постиранной, чтобы не было проблем в дальнейшем с «усадкой») на рамку
— заливка фона
— перенос эскиза на ткань

Обычно для батика используют тонкие, плотные и гладкие ткани, такие как хлопок и шелк. Но можно поэкспериментировать и с синтетической тканью. Перед работой ткань необходимо выстирать.

Ткань натягиваем на раму. Я использую раму, в которую потом буду вставлять готовую работу. Но ее необходимо перевернуть,чтобы не замарать краской лицевую сторону. Оставьте припуски на ткани 2-3см.

Батик – это искусство живописи по различным тканям. Техника батика пришла к нам с Древнего Востока и заключалась в ручной росписи тканей с помощью горячего воска и природных красителей. В настоящее время помимо горячего способа нанесения краски на ткань, появились способы холодного батика, что значительно упростило работу профессиональных батичистов и дало возможность простым обывателям попробовать себя в таком виде живописи. В этой статье мы рассмотрим способ росписи ткани в технике холодного батика и узелковый батик – две самые простые техники для начала создания батика для начинающих!

Изучаем технику холодного батика для начинающих: мастер-класс по росписи ткани

Сделать картину в технике холодного батика достаточно просто, все необходимые материалы можно приобрести в специализированных точках продаж по приемлемой цене. Итак, давайте начнем создавать свой неповторимый шедевр.

Залог успешной работы, как известно, это хорошо организованное рабочее место и правильный подбор материалов.

Для нашего мастер-класса нам понадобятся следующие материалы:

  • Ткань. В идеале для батика используется натуральный шелк, но для начинающих это слишком дорого, поэтому воспользуемся хлопчатобумажной тканью. Перед началом работы нужно простирать ткань с хозяйственным мылом, чтобы смыть специальное покрытие, иначе оно будет мешать впитыванию краски.
  • Подрамник или обычные пяльцы (в этом мастер-классе мы будем использовать пяльцы)
  • Шаблон необходимого размера. Если вы новичок в этой технике, выберите простой рисунок с небольшим количеством мелких деталей. Шаблон можно нарисовать вручную или найти готовый в интернете.
  • Краска для батика. Для начинающих лучше выбрать не дорогую, но при выборе имейте в виду, что краски бывают универсальные, которые подходят для различных тканей, а бывают только для шелка. Так что если вы рисуете на хлопке, то и краску выбирайте соответствующую.
  • Резервирующий состав. Он необходим для того, чтобы краски не перемешивались и не растекались за пределы контуров рисунка.
  • Стеклянная трубочка для нанесения резерва, также можно воспользоваться аппликатором.
  • Кисти.

Когда все необходимые материалы и инструменты готовы, можно приступать к работе.

Закрепляем простиранную и еще влажную ткань на пяльцах, даем просохнуть.

Переносим рисунок на ткань. Для этого закрепляем шаблон с обратной стороны ткани бумажным скотчем или булавками и обводим контуры шаблона мягким карандашом.

Теперь по контурам рисунка наносим резервирующий состав. Его надо наносить очень аккуратно, без разрывов, иначе краски растекутся. Резерв должен полностью пропитать ткань. Ждем полного высыхания.

Начинаем закрашивать наш эскиз. Лучше начинать с фона, постепенно переходя к отдельным элементам. Краски берем понемногу, так они достаточно концентрированные. Для получения разных оттенков краски можно смешивать или разбавлять водой. По завершении работы даем рисунку полностью высохнуть.

В заключении можно обработать некоторые акценты специальным декоративным контуром, затем нужно отрезать излишки ткани, оставив небольшой припуск и приклеить его к внутреннему кольцу пяльцев. Таким образом, получится своеобразная рамка для вашего рисунка.

Теперь вы знаете, что для того чтобы сделать картину в технике холодного батика не надо хорошо уметь рисовать, множество вариантов картин для начинающих батичистов можно найти в интернете или воспользоваться рисунками из детских раскрасок. С такой работой справится даже школьник, а если делать ее всей семьей кому-нибудь в подарок, то заряд позитива на долгое время вам обеспечен.

БАТИК || ТЕХНОЛОГИЯ БАТИКА || ГОТОВЫЕ РАБОТЫ БАТИК || ХОЛОДНЫЙ БАТИК || ГОРЯЧИЙ БАТИК #батик

Начинающим батичистам можно порекомендовать еще одну достаточно простую технику батика – это узелковый батик. Эта техника заключается в предварительном завязывании на ткани узлов с помощью нитей, жгутов, шнуров. Можно использовать любые подручные средства, насколько у вас хватит фантазии. В результате крашения получаются разные и необычные узоры, оригинальные цветовые переходы за счет того, что в завязанные места краситель попадает неравномерно. В технике узелкового батика получаются очень красивые платки, шарфы, майки.

Видео-подборка по теме статьи

В заключение еще несколько видео-уроков для начинающих батичистов.

Батик — это очень увлекательное занятие. Рисовать в этой технике и получать прекрасные результаты может каждый. Не обязательно быть профессиональным художником, чтобы творить. Теперь свои идеи вы можете воплощать в жизнь столь необычным способом. Сколько бы времени не отнимало у вас рисование, вы этого даже не заметите.

Инструменты и материалы для батика

Для того, чтобы творить в этой технике, вы должны правильно подбирать материалы. Прежде всего, внимание нужно заострить на выборе ткани. Для батика пригодны только натуральные материалы. Например, хлопок, шелк или лен. Структура материала должна быть однородной. Убедиться в этом вы сможете, проделав небольшой тест. Возьмите небольшой кусочек ткани и поднесите к нему спичку. Посмотрите, как будет гореть ткань. Синтетическое полотно горит очень быстро и образует жесткий остаток. Натуральные же ткани горят медленно, при этом чувствуется характерный запах, а после сгорания остается зола.

Начинающим художникам рекомендуют использовать тонкую хлопковую ткань вместо дорогостоящего шелка. Хотя для батика шелк подходит идеально. Хлопковую ткань рекомендуется постирать в теплой воде с хозяйственным мылом и хорошенько погладить.

Краску для батика необходимо покупать специальную, но для первых опытов лучше выбирать недорогую. Для изготовления батика вам также потребуется резервирующий состав. Резерв вы можете купить и прозрачный, а цвет придать можно с помощью акриловой краски. Для нанесения этого состава вам потребуется специальная стеклянная трубочка. Вам нужно приобрести такую среднего размера.

Также для натяжения ткани необходимо использовать деревянные рамы или пяльцы. Раму следует выбирать из мягких пород дерева (например, из сосны). На такой раме будет проще закрепить ткань с помощью кнопок или иголок. Для нанесения краски вы можете использовать как натуральные, так и синтетические кисти. Главное требование, чтобы кисти были мягкими. Впрочем, вместо кистей вы можете использовать ватные палочки. Также вам необходима палитра для смешивания красок. Вместо нее можно использовать баночки. Кроме того, нужна емкость с водой, чтобы промывать кисти и сухая тряпочка или салфетки, чтобы их просушивать. Еще необходим шаблон будущего рисунка. Не выбирайте слишком сложных узоров. Начинать всегда лучше с простого.

Выполнение рисунка в технике батик

Теперь, когда у вас есть все необходимое, можете приступать к работе.

  • Сначала необходимо перевести рисунок с шаблона на ткань. Для этого материал необходимо прикрепить к шаблону с помощью булавок, чтобы было удобнее переводить рисунок.
  • На ткань переводим контуры рисунка с помощью карандаша. Затем натягиваем ткань на раму или вставляем в пяльцы. Учтите, что материал должен быть натянут, как барабан. Только тогда вы получите хорошее качество своей работы. Затем на ткань необходимо нанести резервирующее вещество. Перед его нанесением лучше потренироваться на ненужном кусочке ткани.
  • Резерв наносится с помощью специальной трубочки, слегка касаясь ею ткани. Резерв необходимо наносить аккуратно и линия его нанесения должна быть обязательно замкнутой, иначе краска растечется. Линию нужно вести плавно по контуру, чтобы состав хорошо пропитал ткань.
  • После того, как вы нанесете резервирующий состав везде, где требуется, ткань следует просушить до полного высыхания. На это уйдет примерно сорок-пятьдесят минут. После высыхания вы сможете проверить аккуратность нанесения резерва. Для этого в небольшом количестве воды разведите пару капель шампуня или жидкого мыла.
  • Затем кистью нанесите эту воду по замкнутому контуру, который вы очертили составом. Если вода выйдет за пределы контура, то резерв нанесен небрежно. Места протечки воды пометьте карандашом, и после повторного высыхания ткни, нанесите туда еще резерв, но с изнаночной стороны. Снова просушите.
  • Если вы убеждены в надежном нанесении резерва, можете приступать к окрашиванию. Краску можно как разбавлять, так и наносить неразбавленной.
  • Для нанесения можно использовать кисть или ватные палочки. Наносить следует сначала светлые, а затем темные цвета. Красящий раствор по ткани растекается достаточно легко, поэтому работа не займет так много времени, как кажется на первый взгляд. Если вы закрашиваете большую поверхность одним цветом, то после нанесения краски ее рекомендуется протирать кусочком ваты. После того, как вы нанесли весь узор, оставьте его сохнуть в хорошо проветриваемом помещении.
  • После высыхания вам следует определиться, как именно вы планируете использовать батик дальше. Вы можете поместить его в раму и повесить на стену как картину. Кроме этого, вы можете использовать эту ткань на кухне или носить ее. В этом случае рисунок на ткани следует закрепить, а ткань подвергнуть обработке паром.

Батик: осваиваем волшебную роспись по ткани!

Обработка батика паром

Ткань с рисунком необходимо завернуть в бумагу. В качестве оберточного материала нельзя использовать газету. Ткань необходимо заворачивать так, чтобы ее окрашенные части друг друга не касались. Заворачивать можно произвольно, главное, чтобы в итоге снаружи оказалась бумага.

Проводить обработку паром можно с помощью кастрюли или ведра, на дне которого должна быть вода (толщина слоя воды должна быть около пяти сантиметров). Между двумя ручками кастрюли нужно протянуть синтетическую веревку. К ней нужно подвесить перевязанный бечевкой сверток с батиком. Крышку накрывают свернутым вдвое махровым полотенцем. Кастрюлю необходимо нагревать. Если работа у вас маленькая и свернули вы ее в три-четыре раза, то для нагревания достаточно получаса. Если же у вас большой рисунок (например, вы оформляли платок), то и запаривать его придется дольше. После обработки паром работу прогладьте.

Батик — не такое сложное искусство, как кажется. Но с его помощью вы можете воплощать свои идеи оригинально и красиво.

Специально для LadySpecial.ru – Мари Матвеюк

Читайте другие интересные рубрики

Если вам давно хочется реализовать свой творческий потенциал, но вы не знаете, за что взяться, попробуйте увлекательное занятие под названием батик. Батик представляет собой роспись по ткани, обычно в качестве ткани используют шелк. Этот вид творчества дает возможность в полной мере проявиться фантазии и воображению.
Батик стал набирать популярность сравнительно недавно, благодаря растущему интересу к батику, появились и производители резервов и красок на любой вкус. Давайте посмотрим, что нам необходимо для начала процесса творчества.

Материалы и инструменты

1. Нам понадобится ткань , на которую мы будем наносить краску. Из тканей лучше всего отдать предпочтение шелку, если нет возможности купить настоящий, то на первых порах подойдет и искусственный материал.

2. Краски , которыми мы будем расписывать нашу ткань. Для начала освоения искусства батика можно использовать краски отечественных производителей, например, фирмы «Гамма» или немецкого производителя «Марабу». Затем можно перейти на более дорогостоящие и качественные краски из разряда немецкой марки «Javana». Также вам необходимо знать, что краски делятся на акриловые – плотные краски, создающие твердую корочку на ткани – и водорастворимые. Если вы планируете расписывать шелковые струящиеся вещи, то делайте выбор в пользу водорастворимых красок.

Помимо выбора красок, нужно знать, как краски фиксируются на ткани. Одни краски запариваются утюгом, кстати, это наиболее удобный способ, другие – горячим паром.

Батик. С чего начать?

3. Нам нужно выбрать резервирующий состав . Он выбирается в зависимости от техники, в которой вы работаете. Есть горячая техника и холодная. В первой используется горячий воск, во второй прибегают к помощи специальных резервирующих составов. В последнее время на прилавках магазинов стал появляться холодный воск, как альтернатива горячему.

4. Для работы нам понадобятся кисти и пипетки . Что касается выбора кистей, то начинать работать лучше сразу с качественных гаммовских кисточек. Пипеток покупайте несколько, они нужны для работы с красками, помогают смешивать краски в маленьких пропорциях.

5. Покупаем раздвижную рамку . Предназначение рамки такое же, как у пялец вышивании крестиком, они нужны, чтобы натянуть и зафиксировать ткань для удобства и качества работы.

Батик. С чего начать?

6. Последним атрибутом для работы с батиком, который мы еще не упомянули, является палитра. Не обязательно покупать профессиональную палитру, можно использовать детскую, либо же приспособить под нее подручные средства (блюдца, крышечки, пузырьки).

Мы рассмотрели все необходимые инструменты и материалы для освоения росписи батиком. Попробуйте сами этот удивительный вид творчества, и вы точно не сможете остаться равнодушным к нему.

Видео

Первые шаги в батике: Роспись по ткани для начинающих (Вводный курс)

Батик: Уроки для начинающих

Батик: Как рисовать Лаванду

Если вы ищете занятие для души, которое полностью бы раскрыло ваши творческие способности, обратите свой взор на батик. Пожалуй, ещё 10 лет назад заниматься батиком в России было если не невозможно, то очень трудно: ни тебе красок, ни резервирующих составов, ни тканей. Ещё совсем недавно люди, любящие батик, готовили сами резервы — эти вонючие составы из резинового клея и бензина, воска. Бррррр!

Благодаря тому, что в наше время батик становится всё более популярным, труд батичиста значительно облегчился наличием всевозможных красок, резервов, контуров и шёлка — как искусственного, так и натурального. Дело остаётся за малым — за финансами. Но не спешите расстраиваться, краски нынче готовят на покупателей разных рангов.

Разберёмся, что нам нужно для начала.

Город мастеров (13.02.2017)

1. Сами краски. Их легко найти не только в специализированных магазинах декоративных штучек, но даже в обычных канцтоварах или в Интернете. Самые лучшие краски для батика — немецкой фирмы «Javana». В их каталоге, кстати, можно найти всё, что нужно. Но эти краски, конечно же, дорогие, я думаю, что их стоит покупать тогда, когда вы уже чувствуете себя в батике уверенно.

Для проб же подойдут краски наших производителей: фирмы «Гамма» и «Декола». Испробовала их на собственном опыте — вполне ничего себе. Краски бывают двух видов: акриловые и водорастворимые. Акриловые создают на ткани тонкую плёночку, часто делая ткань твёрдой, плотной. Эти краски хороши для х/б тканей, футболок или же для росписи панно. Но для платков, шарфиков и других нежных шёлковых вещей лучше выбрать водорастворимые краски. Неплохи краски также фирм «Хоббилайн», «Марабу». Все их я использовала и довольна ими.

Также краски делятся на запариваемые утюгом и запариваемые горячим паром. Легче всего с красками, запариваемыми утюгом — меньше возни. Первая моя работа улетела в трубу — запариваемые паром краски не закрепились и после стирки передо мной лежал чистейший кусок шёлка. Век живи — век учись. Запаривать батик тоже нужно научиться.

2. Резервирующий состав. Прежде чем выбирать состав, нужно определиться с техникой, в которой вы будете работать. Бывает горячий батик — когда рисунок резервируется горячим растопленным воском. Холодный батик резервируется специальными резервами фабричного производства.

Как компромисс между двумя техниками появился в продаже и холодный воск, с помощью которого вы сможете работать в технике горячего батика, но не нагревая его. По запаху и консистенции он похож на клей ПВА, уж не знаю, что там за хитрость. Начинать я советую с техники холодный батик — проще, понятнее, приятнее.

3. Ткань. Конечно, для батика лучше всего выбрать натуральный шёлк: эксельсиор, атлас, крепдешин, шифон, туаль Но для первых занятий, первых ляпов, да и вторых тоже, искусственный шёлк вполне подойдёт.

4. Рамка раздвижная. Для того, чтобы рисовать на шёлке, нужна специальная рама, на которую ткань туго натягивается, становясь для вас «листом бумаги». Рамки эти продают в магазине. Но если у вас нет возможности её купить, приведите мужа в этот магазин, пусть он посмотрит, как эта рамка сделана. Уверяю вас, мужчина с руками легко соорудит вам то же самое по минимальной цене.

5. Кисти. Лучше сразу взять хорошие фирменные кисти, например, хороши кисти гаммовские. Возьмите для начала номер 3,5, круглые и плоские.

6. Палитра. Для смешения красок подойдёт и детская пластиковая палитра, и простое блюдце, и отдельные пузырёчки. Я смешиваю краски в пенициллиновых пузырьках.

7. Пипетки. Несколько штук. Чтобы не перерасходовать драгоценную краску, лучше брать и смешивать помаленьку. Только запоминайте пропорции смешения разных цветов (в каплях, например 5:10), чтобы, если не хватит, смешать точно такой же цвет.

Ну вот, пожалуй и всё, что пригодится. А в следующей статье я расскажу, как нужно рисовать — нюансы нелёгкого, но прекрасного рукоделия.

В этой статье хотелось бы обобщить все то, что написано за время существования сайта «Батик и Я». Мы рассматривали самые разные вопросы, касающиеся росписи ткани, изучали техники и стили, рассматривали работы мастеров, перечисляли материалы, которые нужны нам, чтобы постичь искусство рисования на ткани.

Роспись шелка. Холодный батик мастер класс — техника скрытого резерва. 1 слой резерва и краски.

Но тем, кто столкнулся с этим искусством впервые, еще трудно разобраться, что к чему. Настало время сделать понятным батик для начинающих.

Пусть этот пост будет своеобразным путеводителем для того, кто впервые взял в руки кисть и краски для ткани. Переходим по ссылкам и внимательно читаем

Итак, приступим. Вы «загорелись» батиком! Увлеченно рассматриваете работы батичистов и читаете рекомендации по работе с тканями (например, на этом сайте). Что в первую очередь вам следует делать?

Самым простым способом окрашивания ткани считается узелковая техника — ведь здесь не нужно рисунок наносить на ткань, ни на раму ее натягивать.

Попробуйте сделать в этой технике платочек или шарфик, поиграть с оттенками, почувствовать всю прелесть плавных цветовых переходов батика. Вам нужны только краски (сухие, анилиновые красители или на водяной основе), шелковый шнур, кусок белого материала и можно еще пуговки или камешки для особого декора.

Ну, а если вам не терпится изобразить на ткани какой-нибудь сюжет, то самым лучшим вариантов для начинающего художника по ткани будет холодная технология. Сегодня не нужно разогревать воск до определенной температуры, чтобы с помощью чантинга сделать контуры вашего орнамента — в продаже есть масса контуров и резервов для замыкания краски в пространстве шаблона.

Только запастись вам теперь придется гораздо большим арсеналом инструментов — подрамником, кнопками, резервами, кисточками различного размера, палитрой и т.д.

Горячий батик делается как раз с использованием горячего воска, поэтому обычно его выбирают лишь те, кто уже набил руку в ручной росписи (я только-только попробовала его, но пока не прикипела к этому стилю). Об этой технике я тоже уже писала.

Роспись шелка. Холодный батик мастер класс — техника скрытого резерва. Фон и солевой эффект.

Ну, а теперь жду ваших вопросов по батику для начинающих художников. Постараюсь ответить на них. Или спросить совета у профессиональных художников, которые тоже нередко сюда заглядывают, как показала статистика

Совсем скоро я опубликую несколько мастер-классов по батику от них.

Роспись ткани – батик, стал необычайно популярным в последнее время, ведь при помощи этой изысканной техники можно получать настоящие шедевры. Данная техника подразумевает нанесение на отрез ткани особого резервирующего состава, затем в пределах полученного рисунка и следует осуществить роспись красками.

Конечно же, прежде чем осваивать батик для начинающих, необходимо закончить курсы рисунка, ведь, в отличие от декупажа, в этой методике украшения ткани рисунки вам необходимо будет рисовать самостоятельно. Вот почему, если вы хотите получить по-настоящему потрясающую поделку, то обязательно следует закончить курсы рисунка и живописи. А затем в поисках вдохновения вы сможете поискать в Сети картинки для батика для начинающих.

Роспись по шелковой ткани в технике свободная роспись Как покрасить шелковый шарф своими руками.

Но что же еще понадобится вам для работы? Итак, для того чтобы расписать платок в технике батик или любое другое изделие из ткани, вам необходимо подобрать ткань. Во-первых, она в любом случае должна быть натуральной. Во-вторых, батик для начинающих подразумевает использование таких материалов, как маркизет, шифон, батист, подойдут также бязь и ситец. А вот шелк лучше оставить до тех дней, когда вы приобретете достаточное мастерство в данной технике.

Не обойтись и без красок для батика, сперва можно приобрести только лишь основные цвета – красный, черный, желтый и синий. Их смешением можно получить самые разнообразные оттенки. Обратите внимание на то, что новичкам лучше приобретать краски, которые растворяют водой. Также выбранные краски должны с легкостью фиксироваться после росписи горячим утюгом.

Роспись по ткани – очень увлекательное занятие, можно создавать поистине замечательные вещи. Тем более что материалов и инструментов много не потребуется. Кое-что можно найти у себя дома, остальное докупить в ходе работы.

Материалы и иснтрументы

У мастеров батика достаточно обширный инструментарий. Не обязательно покупать все сразу.

Ткань

Ткани используются самые разные, но предпочтительнее будут натуральные. Новичкам в этом деле лучше брать искусственные, хотя мастера батика резко против. По-моему, так лучше пробовать на искусственном крепе, шифоне, шелке или крепдешине. Обязательно постирайте его перед тем, как натянете на раму, в противном случае, краска будет плохо проникать в волокна.

Не страшно, если вы перепортите несколько дешевых тряпочек. Когда вы научитесь рисовать на ткани, смело берите натуральный материал – шелк, шифон, батист или маркизет: видеть как разливается по нему краска – одно удовольствие.

Для горячего или узелкового батика обычно берут бязь или ситец.

Раздвижные рамы и подрамники

Без них роспись не получится, так как ткань в процессе работы должна быть туго натянута. Некоторые умельцы используют пяльцы, но натяжение на них желает оставлять лучшего, а потом, размер и форма пялец значительно сужает ваши возможности.

Раздвижная рама для росписи по ткани продается в специализированном магазине для творчества. Она бывает разных размеров и позволяет по желанию устанавливать высоту и ширину полотна, варьировать его форму (сделать прямоугольную или квадратную). Раньше такую раму было сложно найти.

Подрамник очень похож на раму, но одна сторона плоскости рамы скошена, чтобы при натяжении ткань не касалась рамы, а краска не затекала под нее. Стоят подрамники достаточно дорого, к тому же надо их много – для каждого размера свой.

Кисти

Пожалуй, самый основной рабочий инструмент. Здесь не стоит экономить. Конечно, дома можно найти какие-то кисточки, но скорее всего это бюджетный вариант, который вам не подойдет.

Когда вы наносите краску на ткань, вам не должны мешаться ни неправильная форма кисти, ни лезущие из нее волосины. Специальные кисти для росписи по ткани очень недешевы, но все-таки имеют приемлемую цену. Для техники горячего батика подходят только кисти из щетины, остальные просто расплавятся.

Основные инструменты – ткань, раму и кисти мы приобрели. Что еще потребуется?

Краски

На самом деле выбор красок для батика очень широк. Все краски можно приобрести в художественном магазине или заказать через интернет-магазины.

Краски используются водорастворимые и акриловые. Водорастворимые краски для батика больше подходят для нежных и тонких тканей. Акриловые же краски больше похожи на гуашь и относятся к категории покрывных красок, т. е. созданы для покрытия поверхности.

Также краски можно разделить на закрепляемые при помощи утюга и те, которые необходимо запаривать.

Стеклянная трубочка

Трубочка нужна для более качественного нанесения резервирующего состава на ткань.

Приобретая такую трубку, обратите внимание на ее диаметр: чем он меньше, тем тоньше будет линия перехода от одного цветового пласта к другому.

Контуры

Обычно контуры применяются для холодного батика. Приобретаются там же, где и краски. Большой выбор цветов и различных эффектов – блестки, перламутр, объем.

Много контуров сразу брать не стоит, пока вы дожидаетесь вдохновения, они могут просто засохнуть. Помимо контуров и резервов в тюбиках в художественных магазинах можно приобрести резервирующий состав в баночках.

Чантинг

Это специальный инструмент для нанесения жидкого воска на ткань.

В принципе, его можно и не покупать, а использовать тонкую кисточку из щетины или резервы для холодного батика.

Кнопки

Кнопки нам потребуются для натягивания ткани на раму. Это могут быть обычные канцелярские гвоздики-кнопки с тонким кончиком (чтобы ткань не порвалась). Они имеют два вида: с шариком вместо шляпки, что очень неудобно при использовании, так как палец давит на маленькую поверхность и становится больно, и кнопки с плоской шляпкой, которыми очень удобно пользоваться.

Сейчас в магазинах существуют специальные кнопки для ткани, которые имеют три зубчика. Они меньше всего травмируют ткань при натяжении. После обычных кнопок на шелке, например, остаются дырки. Такой набор кнопок обойдется в 300 рублей.

Парафин или воск

Они используются для занятий горячим батиком. Кто-то использует только воск, а кто-то мешает его с парафином, так как чистый воск потом трудно ломается.

Количество необходимого воска и парафина можно определить только «методом проб и ошибок».

Мелочи

К нужным мелочам относятся: карандаши, простые и цветные, палитра для размешивания красок, кальки, ластик, фломастеры (чтобы обводить шаблон рисунка для батика, так его будет лучше видно), тонкая бечевка или нитки, нужные для узелкового батика, спирт (для смешивания с краской ради улучшения ее растекаемости по ткани), фен для сушки рисунка, соль для достижения солевого эффекта, дистиллированная вода для разведения краски ( она без примесей), мочевина – придает батику красивый акцент.

Новинки для батика

Очень радует, что в магазинах появляется все больше различных материалов и приспособлений, которые позволяют мастерам батика проявлять свою фантазию и творческие решения в полной мере. К таким новинкам относятся уже упоминаемые ранее кнопки с тремя зубчиками.

Или, например, фантомный маркер. После того как рисунок им нарисован, а сверху нанесены резервы и краски, то маркер пропадает.

Специальные когти, натягивающие ткань уже готовой одежды или платка не повредят ткань и не оставят дырочек.

Паровая баня для воска:

Если вы рисуете красками под запаривание, то вам обязательно потребуется большое ведро или даже бак:

В батике существует заводской анклав для запаривания красок, но, если верить слухам, стоит баснословно дорого.

И напоследок, дорогое, но замечательное приспособление: аэрограф для распыления краски. При использовании аэрографа, краска наносится везде одновременно, не оставляет пятен и подтеков, смотрится очень гармонично.

Ну, вот, пожалуй, и все. Остальными приспособлениями и новинками буду дополнять ваш запас по ходу дела.

В этой статье я расскажу подробно про материалы и инструменты, которые используются при создании “холодного” и “горячего” батика, а также росписи в свободной технике.

Начнем с ткани. При создании батика предпочтение лучше отдать тканям из натуральных волокон. Совет многих художников — начинать первые пробные работы на ситце, ещё новичкам подходят батист, бязь, крепдешин. С приобретением опыта открываем новые материалы: креп-жоржет, туаль, креп-шифон. Лично я работаю на ситце, креп-сатине, натуральном шелке.

Работы на креп-сатине сияют. Краски на нем играют всеми оттенками перламутра. На ситце получаются яркие, чистые, звонкие работы. У каждого цвета свой ясный голос, но при этом не возникает диссонанса в звучании.

Очень не понравилось работать на искусственном шелке. Почему-то краска “уходила”, теряла цвет и получалась какая-то невнятная серость. Удивило поведение резерва — он растекался. Может, это мне так не повезло, а у Вас все будет иначе с искусственным шелком.

Ткань перед работой обязательно стираем, прополаскиваем и гладим. Стираем, чтобы смыть вещества, придающие ткани товарный вид. Гладим, чтобы на ней было удобно и приятно работать.

В любом случае выбор за Вами, здесь огромное поле для экспериментов. Пробуя работать с разными тканями, Вы обязательно найдете ту, которая будет идеально подходить для реализации именно Ваших замыслов.

Следующим пунктом у нас будут подрамники. Подрамник — это рама, на которую натягивается ткань для дальнейшей работы. Если роспись маленькая, вместо подрамника можно использовать пяльцы, но ткань надо натянуть как барабан.

Работы средних и больших размеров выполняются на деревянных подрамниках, желательно из мягких пород дерева, чтобы легко входили кнопки. Деревянные подрамники бывают заданных размеров или профессиональные — раздвижные.

Раздвижной подрамник очень удобен — не занимает много места и универсален. Он представляет собой четыре рейки, которые скрепляются между собой и подгоняются под размер определенной работы. Потом его можно разобрать и использовать для следующей.
Перед натяжкой я советую Вам оклеить подрамник малярным скотчем. Это убережет его от протекающей краски, которая при дальнейшем использовании подрамника может испачкать новую работу.

Следующий пункт — крепления для ткани. Я натягиваю её с помощью силовых кнопок. Тонкую, нежную ткань рекомендую закреплять булавками или специальными трехзубчатыми кнопками.

Ткань на подрамнике должна быть натянута ровно и туго. Чтобы добиться такого эффекта, начинаем прикреплять ткань кнопками по углам, потом закрепляем противоположные друг другу середины сторон и далее продолжаем процесс натягивания, пока не добьемся упругой вибрации ткани при соприкосновении с пальцами.

Кусок ткани должен быть сантиметра на четыре больше размеров подрамника по длине и ширине.

Часто возникает вопрос, как и чем переносить рисунок на ткань. Я подкладываю под неё эскиз и обвожу его фломастером, который также используют при работе с вышивками. Линии рисунка при соприкосновении с водой исчезают.

Раньше пробовала простым карандашом — не отстирывается. Гелевая ручка остается на ткани, ее можно использовать, если цвет совпадает с цветом контура.

Однажды я, желая смыть ее, постирала работу в стиральной машинке… так вот, краски поблекли, а линии, выполненные гелевой ручкой, остались. Попытка работы с капиллярными ручками привела к появлению некрасивых пятен на ткани. В итоге я сделала выбор в пользу “волшебных” фломастеров, прекратив эксперименты с остальными канцелярскими товарами.

Очень важно ответственно отнестись к выбору стеклянной трубки для нанесения резерва и самого резерва, если речь идет о “холодном” батике.

Стеклянная трубочка представляет собой систему из трех частей: первая — самая длинная — прямая стеклянная трубка, вторая часть шаровидная, именно там находится резерв, а третья часть — выходное отверстие — изогнутый носик, через который вытекает резерв.

Стеклянные трубочки представлены в магазинах в широком ассортименте. Они имеют разные диаметры выходных отверстий. Благодаря этому можно выбирать инструмент для тонких линий или потолще, в зависимости от Ваших предпочтений. При выборе обратите внимание, чтобы кончик носика трубочки был без видимых дефектов и обязательно под углом 135 градусов.

Трубочка требует к себе аккуратного, бережного отношения. Она очень хрупкая. Каждый раз после окончания работы её нужно промыть любым растворителем, во избежание высыхания остатков резерва внутри. При образовании в трубочке пробки из засохшего резерва, следует аккуратно прочистить её носик тонкой проволокой.

Резервирующий состав имеет резкий запах, а по консистенции напоминает жидкое тесто. Состав для контура можно приготовить самим или купить в специализированном магазине. В зависимости от Ваших целей можете выбрать бесцветный или цветной контур.

Всегда обращайте внимание на срок годности резерва и на его консистенцию. Состав должен быть однородным.

Есть резервирующие составы на водной основе, но они хуже держат контур и часто протекают. “Гаммовский” резерв идеален для новичков, однако работать нужно строго вдали от огня в хорошо проветриваемом помещении, чтобы не попасть под воздействие паров бензина и резинового клея.

После нанесения контура необходимо дать ему просохнуть в течение пары часов. Можно ускорить этот процесс феном.

Краски для батика условно можно разделить на два вида — парозакрепляемые и термофиксируемые. Парозакрепляемые требуют закрепления путем запаривания. Термические закрепляются проглаживанием горячим утюгом. Некоторые мастера фиксируют цвет, положив работу в микроволновку.

Я пользуюсь красками, требующими термообработки. После проглаживания цвета моего батика становятся яркими, насыщенными и устойчивыми. После закрепления работу спокойно можно стирать, цвет никуда не денется.

Когда только начиналось мое знакомство с батиком, я пользовалась парозакрепляемыми красками, и было много разочарований. Если не закрепить такую краску — любая капля воды испортит ее, а при неправильном или недостаточном запаривании краска смывается и цвет тускнеет. Мне не понравилось ими работать.

Многие фирмы выпускают краски и контуры для батика. Профессионалы отдают предпочтение продукции под маркой «Marabu», «AvantGarde», «Gutta». Для новичков очень хороший вариант — это наборы акриловых красок по ткани фирм “Гамма” или “Декола”. В наборах от “Гаммы” помимо красок есть стеклянная трубочка, резерв и инструкция по применению.

Роспись выполняется кисточками разного размера. Подойдут кисти из синтетики или натурального волоса, такие как белка, пони, колонок, однако после работы нужно их тщательно мыть в теплой воде с мылом, не допуская засыхания. Также можно применять губки.

Я работаю кисточками. Флейц использую при заливке больших площадей, а маленькие кисти идеальны для проработки деталей.

В этой статье я постаралась рассмотреть все, что может понадобиться при работе над первым батиком. Единственное, что я могу добавить — действуйте! Несмотря на описанные сложности, работа по ткани очень интересна и увлекательна. Результат Вам понравится, и, может быть, это станет началом долгого творческого пути. Успехов Вам!

Любуясь необыкновенными расписными платками, выполненными в технике батик, мы не решаемся попробовать сделать подобные. Нам кажется, что это очень трудно и сложно. Но это не так! Техника батик легка и очень интересна не только взрослым, но и нашим маленьким помощникам.

Узнать больше о всех видах полезных занятий с детьми Вы можете в статье “Детское творчество”.

Батик – это роспись ткани красками. При работе используют резерв (контур), который ограничивает площадь растекания красок на материале.

Стоит ли заниматься батиком?

Выбирая занятие по душе себе и своему малышу, родители обязательно оценивают его полезность и нужность для ребенка. Можно смело утверждать, что занятия батиком с ребенком принесут немало пользы:

  • Расписывая ткань, малыш развивает свое творческое начало , придумывает рисунок, фантазирует.
  • Подбирая цветовую гамму, ребенок развивает свой вкус.
  • Совместные семейные росписи платков очень объединяют и сплачивают семью.
  • Результаты работ в техники батик – это уникальные платки, панно и многое другое, которые станут чудесными подарками мамам и бабушкам.

Большой однородный фон в батике. Роспись шелка в технике холодного батика однотонный фон.

Что Вам понадобится

  • Ткань. Для первых опытов подойдет батист и шифон, на шелк переходите, когда освоитесь с техникой. Выбирайте белую, светлую ткань, пастельных тонов. Новую ткань постирайте. Лучше всего натянуть ткань на подрамник или пяльцы.
  • Парафиновый воск (или резервирующий состав – он не дает краски растекаться за обозначенные границы)
  • Краски по батику или акриловые краски
  • Кисти (средние и широкие)
  • Утюг (убирать воск)
  • Газеты

Техники росписи по ткани

Можно попробовать начать занятия росписью по ткани с детьми 2-3 лет. Для таких малышей будет легче работать в техники свободной росписи акриловыми красками , которые не так сильно растекаются по ткани. Юному художнику понравится наносить на материал цветные пятна, смотреть, как они заполняют холст. Полученный шедевр высушите, и прогладьте утюгом с обратной стороны, нагретым до допустимой для этой ткани температуры. Так Вы закрепите рисунок.

Еще одна интересная техника, которая доступна малышам 2-3 лет – это батик с использованием соли . Натянутую ткань смочите водой, а затем распишите красками по батику. Рисунок можно предварительно наметить карандашом. Фантазируйте и придумывайте свои сюжеты и орнаменты. Затем с малышом посыпьте материал солью. Через 30 минут Ваше произведение подсохнет и его можно будет прогладить. Необычные платки для любимых бабушек Вам обеспеченны!

Также малышам понравится техника свободной росписи по ткани с использованием трафаретов . Вырежьте заранее различные трафареты в виде кругов, сердечек, квадратов, звезд и пр. Наносите краску кистями разной толщины или кусочками губки. Высушите, прогладьте с изнанки.

С детьми постарше можно попробовать использовать резервный состав или резерв. Постелите газеты и разложите ткань. На материале нарисуйте любой несложный рисунок. Затем растопите небольшое количество воска (пусть эту часть работы выполнит взрослый!), и промажьте толстой кистью все линии. Резерв (или воск) не даст краскам растекаться за его пределы. После распишите красками рисунок по своему усмотрению. Следующий этап – это удаление воска: работу положите между несколькими слоями газет и прогладите до исчезновения воска с работы (воск впитается в газету). Работая с горячим утюгом, внимательно следите за безопасностью малыш. Готово!

Особого внимания заслуживает техника узелкового батика . Для этого нужно научиться завязывать на ткани узелки особым способом, получая узоры колец, линий, клеток, цветов. Завязав узелок, опустите ткань в горячий раствор красок по ткани и подержите там некоторое время. Затем прополоскайте ткань в воде. Снова повторите операцию с другим цветом. Окрашивайте от светлых тонов к темным. После всех окрасок – развяжите все узелки и прополоскайте в воде с уксусом (он закрепит цвет). В уксусе прополоскайте сами. Затем в простой воде. Подсушите, прогладьте с изнанки и наслаждайтесь результатом!

Получайте с детьми удовольствие от работы по ткани, ведь интересен как сам процесс росписи, так и результат. Прекрасные платки, расписанные детьми, удивят Ваших близких.

Как вручную расписать футболку, нарисовать любого мультяшного героя на одежде вы узнаете в нашем мастер-классе “Ручная роспись по ткани”.

Александра Народицкая для сайта “Креативные мамы”.

Холодный батик — это роспись ткани специальными красками. Эта техника позволяет создать красоту из ничего. Даже ребенок может овладеть ею. Мастера создают настоящие шедевры на палантинах и других тканях. Как же обучится росписи холодный батик? Техника выполнения заинтересует не только взрослого, но и ребенка старшего дошкольного возраста.

Почему же холодный батик? Дело в том, что при использовании техники наносится резервирующий слой, который позволяет краске не растекаться, он грубо отделяет одни цвета от других. Горячий батик, при помощи расплавленного воска, создает отдельные детали и линии. Контур как таковой не нужен. Рисунок получается более нежным.

Холодный батик техника выполнения, для начинающих

Чем нужно запастись?

Материалы для техники холодного батика доступно каждому. Существуют специализированные наборы, для тех, кто хочет ознакомиться с батиком. Потребуется:

  1. Ткань. Мастера росписи советуют брать шелк, хлопок, лен. Перед применением постирать и погладить.
  2. Краски для холодного батика — акрил или гуашь.
  3. Резервирующий состав. Фактически ваш контур, позволяющий не смешивать соседние цвета. Линия должна быть не толстой, но четкой. Из всех материалов, он самый дорогой.
  4. Стеклянная трубочка. Именно ей наносится резервирующий состав. Они бывают разной толщины. Для новичков подойдет средний диаметр. Слишком тонкая оставляет слабый след и не всегда можно рассмотреть проведена линия или нет
  5. Обязательно подрамник, на которую натягивают ткань. Подойдут пяльцы для вышивания крестиком.
  6. Кисточки берут как натуральные, так и синтетические.
  7. Палитра для разведения краски.
  8. Вода и салфетки для промывки и просушки кисточек.
  9. Трафарет. Первый раз всегда сложный. Стоит подобрать подходящий шаблон.

Ход работы по созданию рисунка на ткани по технике холодный батик

Подобрав подходящий рисунок и ткань можно приступать к процессу рисования:

  1. Прежде всего, закрепляем полотно на раму – гвоздики, булавки, нитки и скрепки помогут нам. Ткань не должна провисать. Иначе резервная линия получится не ровной, и отразиться на рисунке. Можно закрепить на пальцах.
  2. Карандашом наносим рисунок. Лучше через трафарет или подложив шаблон под ткань, если просвечивается.
  3. Обводим контур бесцветной краской через трубочку. Не нажимаем сильно, касаемся ткани только концом. Наносим аккуратно и один раз, следует обратить внимание на то, что контур должен быть замкнутым. Если этого не сделать, краска перемешается и исправить оплошность не выйдет! Не торопитесь, состав должен впитаться в ткань.
  4. Закончив обводку, оставляем работу сушиться на час. Ткань обязательно должна подсохнуть иначе результат будет неприятным. Повесть его на балконе, пусть проветрится от запаха краски. После этого, проверьте целостность контура, если есть ошибки, подкорректируйте и снова отправьте сушиться. Для более точных результатов разведите мыло с водой и этим раствором, кисточкой, пройдитесь по границам. В случае «халтуры» — вода просочится.
  5. На этом работа с резервом завершается. Трубочку необходимо промыть бензином или уайт-спиритом и оставить сушится.
  6. Далее мы начинаем наносить краску. Можно брать как концентрированную смесь, так и разбавленную. Второе значительно лучше. Оно даст более нежный результат для пастельных работ.
  7. Краска наносится в определенном порядке: сначала светлый оттенок, затем темный. Для разбавленной краски это правило особенно важно. Раствор можно нанести ватой или кисточкой.
  8. После закрашивания крупной детали или фона, пройдитесь ватным диском и соберите лишнюю влагу.
  9. Оставляем батик сушиться на сутки. Только после полного высыхания его можно снять.

Что делать с работой дальше решать самостоятельно: повесить в рамочку или носить. Во втором случае необходимо закрепить краску и обработать ткань паром.

Поэтапное рисование платка – Как нарисовать платок с узорами?

Презентация к уроку ИЗО 3 класс «Мамин платок»

Тема урока: «Мамин платок»

Урок составлен на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Неменского

Куликов Иван Семенович. « Полевые цветы »

встречают, по уму провожают

Жили мужик, да баба. У них была дочка, да сынок маленький.

Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца!

Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе …

Песня «Синий платочек» в годы Великой Отечественной войны

Впервые о Павлово-посадской фабрике по изготовлению платков с авторским печатным рисунком упоминалось в 1795 году. Производство было основано зажиточным крестьянином — Иваном Лабзиным.

В XIX в. нанесение узора на платки на Павлово-Посадской мануфактуре осуществлялось только вручную.

Деревянные формы для набивки узоров на павлопосадские платки назывались «цвéтки» и «манеры», для их производства использовали только твердые породы дерева (дуб, грушу, орех), а для большей прочности их склеивали из трех слоев дерева. С помощью «цвéток» на шерстяную или шелковую ткань наносили краски, для каждого цвета требовалась отдельная доска — «цвéтка».

Деревянные формы для набивки узоров на платки назывались «цвéтки» и «манеры». С помощью «цвéток» на шерстяную или шелковую ткань наносили краски, для каждого цвета требовалась отдельная доска — «цвéтка».

Автоматы позволили разгрузить мастеров набойщиков, но не беспокойтесь, это по прежнему прекрасное качество!

Самый популярный цветок в Павлово-Посадских узорах это роза.

Часто в «букете» Павлово-Посадского платка художниками используется

Многокрасочные платки прославили Павловский Посад на весь мир. Роскошная роза стала символом павлово-посадского платка.

Обычный рисунок павлово-посадского платка — от крупного по краям к мелкому в центре.

По углам — крупные, броские цветы, к центру рисунок уменьшается, и середина заполнена исчезающее мелкими элементами

Три волшебных брата

  • Определяем центр при помощи диагональных линий.
  • Размещаем узор в центре.

Тёплые и холодные цвета.

Ритм- это чередование элементов

  • Выбери расположение узора.
  • Выбери изображение на платке.
  • Преврати изображение в узор, для этого выбери цвет и ритм узора .

Сегодня мы много внимания уделяли одежде, «встречали по одёжке», но провожать я вам всё же советую по уму, проверено веками.

Мастер-класс «Красота павлово-посадских платков»

Разделы: Технология

  • Ознакомление с историей и технологией развития производства павлово-посадских платков и их художественными особенностями.
  • Овладение необходимыми умениями и навыками исполнения традиционной Розочки из орнамента павловопосадских платков.
  • Воспитание художественного вкуса и эстетической культуры.

Оформление кабинета. Приложение 1.

1. Приветствие педагога: сообщение темы и цели занятия.

2. Всё о павловопосадских платках:

От эскиза к росписи шёлка. Холодный батик «Яблоневый цвет»

  • выступление обучающихся;
  • танец с павловопосадскими платками;
  • песня «Павловопосадская шаль»;
  • показ моделей «Русские традиции в современной моде»;
  • резюме педагога.

3. Практическая работа: роспись на ситце Розочки из орнамента павловопосадских платков:

4. Анализ работы.

1. Приветствие педагога дополнительного образования:

– Здравствуйте дорогие коллеги, гости! Мы рады приветствовать вас на нашем мастер – классе «Красота павловопосадских платков».

Мастер-класс – это презентация опыта, наиболее удачных приёмов, методов обучения видам художественной росписи, демонстрация успехов обучающихся, которые занимаются в студии «Палитра» по индивидуальной программе дополнительного образования детей «Художественная роспись».

Цель занятия:

  • Ознакомление с историей и техникой развития промысла павловопосадских платков, его художественными особенностями как декоративно-прикладного искусства.
  • Овладение необходимыми умениями и навыками исполнения традиционной «Розочки» из орнамента павловопосадских платков.
  • Развитие художественного вкуса и эстетической культуры.

Сначала – коротко об истории производства павловопосадских платков.

Далее на экране демонстрируется видеоряд «История промысла и особенности производства павловопосадских платков», который комментируется ведущими (в роли ведущих выступают обучающиеся студии художественной росписи «Палитра»)

2. Павловские платки получили своё название от имени небольшого города Павловский Посад, расположенного в Московской области. Район Павловского Посада – один из старейших российских текстильных центров. Местные мастерицы занимались изготовлением павловских платков ещё в 18 веке, когда село Павлово становится центром шелкоткацкого и парчового производства, а с 1860-х годов начался выпуск шерстяных и полушерстяных платков, украшенных красочным набивным орнаментом.

Постепенно производство разрасталось и приобретало ярко выраженный национальный характер.

Здесь на ярмарке большими партиями закупались и распространялись по России знаменитые павловские платки

– Перед нами рисунок: А.Корзухин «Возвращение с сельской ярмарки» (Приложение 2). В Павлове шумели богатые ярмарки. Приезжали сюда за товаром из самых дальних уголков. Торговали тканями, хлебом, гжельской сине – белой посудой. И, конечно же, знаменитыми набивными павловскими платками. Расходились они по всей России. Да разве можно не купить такую красоту?! Платки яркие, нарядные – глаз не отвести! Красные розы, букетики полевых цветов, зелёные листья и травы сплетаются в узоры, и всё это на разноцветном фоне: чёрном, белом, красном, золотистом, васильковом, коричневом… Есть платки с кистями и бахромой, большие и поменьше. Всем павловские платки и шали к лицу!

Мастер-класс «Холодный батик своими руками»

– Массовое производство павлово-посадских платков и шалей было организовано павлово-посадскими купцами. Основой будущей промышленности стали крестьянские хозяйства с красильнями и ручными ткацкими станками.

Рисунок набивался на ткань с помощью резных деревянных досок. Учитывая многоцветье павло-вопосадского узора, неудивительно, что для одного платка использовалось более десятка досок. Для каждого цвета – своя доска.

Позднее стали внедряться паровые двигатели, ситценабивные машины, станки Жаккара для узорного ткачества. Русский текстиль стал завоёвывать высокие награды на международных выставках, пришла слава к русским платкам и шалям. Среди шерстяных платков первыми можно назвать тканые «ковровые» платки с восточными узорами.

– На протяжении 1920–1930-х годов в Павловском Посаде выпускались хлопчатобумажные ткани с набивным и печатным узором. Искусство нарядного набивного платка было возрождено в послевоенные годы. В 1954году в Павловском Посаде открывается платочно-набивная фабрика. Со временем в городе начинают работать десятки ткацких и красильно-набивных предприятий. «Набойка», издавна известная в России, превратилась в народный художественный промысел. С конца 1950-х годов машинное производство стало вытеснять ручное, технология производства этих платков модернизировалась: набивной рисунок стали наносить с помощью специальных шаблонов, что позволило существенно упростить процесс изготовления.

– Однако, создавая образцы для тиражирования с применением современных методов печати, художники стремятся сохранить традиционные для павлово-посадских шалей приемы декоративного обобщения цветочных мотивов, характер композиции и особенности композиции.

– Посмотрите на репродукцию: И. Куликов. «Баба в платке» (Приложение 3). Настоящая слава, пришедшая к павловопосадским платкам и шалям, шерстяным и полушерстяным, с ярким цветочным узором во второй половине 19 века, живёт и ныне. В наши дни используют способ фотопечати. Ткань называется набивной. Живописные, с дивным рисунком, павловопосадские платки хорошо знают не только в России, но и во многих странах мира.

– Уникальность павловопосадского платка в его актуальности: узорные платки и шали носили и в городах, и в деревнях. Красовались в них молоденькие девушки и почтенные матери семейства. Платок на Руси был самым желанным подарком.

Стихотворение неизвестного автора «Павлово-посадский платок»
(Читает педагог В.Н.Аршинова)

– Я вчера разбиралась в шкафу,
И нашла мамин павловопосадский платок.
Что-то важное вспомнила сразу душа,
Как свободы глотнула глоток.
А в платке-то самом: поле, поле цветёт!
А цветы в нём безумно красивы.
В каждой нитке Россия родная живёт.

Реки… горы… дороги и нивы!
В каждой нитке небесная тянется высь!
Домотканым, цветастым узором.
На платке уместилась – работа и жизнь,
Старый домик с прогнившим забором.
А с платка, улыбаясь, ткачиха глядит:
Одевай и носи на здоровье!
Он теплом и любовью тебя защитит,
Когда станет промозгло и больно!
Не смогла удержаться, надела, кручусь
Возле зеркала как лепесток.
Опускаюсь, да нет, окунаюсь я в Русь –
В мамин павловопосадский платок…

Рассказ о павловопосадских платках продолжают обучающиеся студии художественной росписи «Палитра»:

– Одним из направлений нашей деятельности является популяризация павловских платочных изделий. Знакомство с историей возникновения традиций русского платка помогает понять богатый и неповторимый стиль этих, воистину, народных шедевров нашей страны

– Предшественник платка на Руси – урбус, которым женщины покрывали голову.

С конца 17 века он уступает место платку, а спустя век, в русском языке появляется слово «шаль» – большой узорный платок. Огромную роль играет платок в ансамбле народного костюма как завершение головного убора или украшение, как повседневного так и праздничного наряда.

– Понятие «русский платок» признано в мире благодаря кропотливому труду талантливых российских художников и мастеров по ткацкому и красильному делу. Они создали оригинальный художественный образ, истоками для которого были традиции народного искусства и творческое заимствование из культур других народов. Красочные композиции на платке вторят резным узорам на наличниках домов, вышивках на домотканых полотенцах и рубахах, росписи икон и прялок тесно вплетаются в повседневный быт простого народа.

– Посмотрите на собранную нами коллекцию платков и шалей! Павловопосадские платки, богато украшенные цветочными, растительными узорами, пышными розами и восточным орнаментом «турецкий огурец», заимствованным у индийских кашемировых шалей…

– В платке гармонично сочетается ромашка и персидский лотос, образы лебедя и павлина, иранские «бобы» и французские букетики «мильфлёр», солнечные розетки и античные вазы.

Преобладает молочно-белый, чёрный, красный, тёмно-синий, вишнёвый фон.

– Композиционное и цветовое великолепие павловопосадского платка основано на виртуозном мастерстве резчиков набойных досок, с которых печатается на ткани рисунок, а также мастерстве колористов – набойщиков. Каждый цвет печатается с отдельной доски, число которых достигает нескольких десятков.

Танец с павлово-посадскими платками в исполнении обучающихся музыкально-театральной студии «Куликово болото»

– Русская шаль не только согревает, но и подчёркивает привлекательность женщины. Красота павловопосадских шалей удивительно сочетается с картинами русской природы.

Поэт Александр Блок посвятил России такие строки:

– А ты всё та же – лес да поле.
Да плат узорный до бровей…
Наверное, «плат узорный», который воспел поэт, был изготовлен мастерами из старинного города на реке Клязьма. Имя города – Павловский Посад.

– Раньше многие женщины носили платок не только на голове, но и на плечах, иногда даже сложенным на руке, как украшение.

Платки на голове или на плечах придают женщине красоту, величавость, защищают от холода, сохраняя тепло и здоровье.

– Платок – не просто головной убор, а символ любви и красоты. Накинет на плечи праздничный платок девушка, посмотрит в зеркало и улыбнётся. Красавица! (Приложение 11)

Песня «Павловопосадская шаль» на мелодию песни «Синенький скромный платочек» в исполнении педагога по вокалу ДДТ Е.В.Скопиной

Павловопосадские шали –
Чудо на наших плечах.
Женщин столетья вы украшали,
Рождая восторг в их глазах

Красив узор,
И ни к чему этот спор,
Что старомодны и не угодны
Оставьте, пустой разговор.

Красный и чёрный, и синий-
Каждый как новая песнь.
В них влюблена вся наша Россия
Их берегут, словно честь.

Красив узор,
И заворожен мой взор.
Царский орнамент кружит и манит
Женщин Руси с давних пор.

Пусть пролетают столетья,
Будем носить, как и встарь,
Накинув на плечи наряд этот вечный-
Павловопосадскую шаль!

Красив узор,
И ни к чему этот спор,
Что старомоден и не угоден
Оставьте, пустой разговор.

– Павловопосадские платки и шали вот уже более двух веков радуют наших женщин своими неповторимыми красками. В наши дни искусство древних мастеров переживает настоящий бум: интерес к павловопосадским платкам растёт. Об этом свидетельствуют журналы мод, где можно увидеть, как актуально выглядят традиционные русские платки, шали и косынки на известных моделях. Правда, сегодня ношение павловопосадских платков изменилось: особенно интересны в этом плане эксперименты юных красавиц. Помимо традиционного использования, девушки носят павловопосадские шёлковые платки, повязывая их на манер банданы, небрежно накидывая на одно плечо или завязывая вокруг талии.

Показ моделей с использованием павловопосадских платков с комментариями:

– Разнообразие расцветок, рисунков и фактур, а также материалов, из которых изготовлены современные павловопосадские платки, дают модельерам широкий простор для фантазии.

– Платье. Лёгкие шелковые платки стали изящным дополнением к летнему женскому гардеробу: изящно повязанная на шее или голове косыночка придают женскому облику особое очарование. Приложение 6

– Пальто. Роскошные павловопосадские шали с изысканным растительным узором, повязанные поверх элегантного пальто, становятся стильным украшением для любого женского гардероба. Приложение 7

– Причёска русская коса и накинутый на плечи платок. Платки из хлопка или шерсти с крупным и мелким цветочным рисунком, накинутые на плечи, прекрасно сочетаются с однотонным женским платьем или костюмом, создавая некий загадочно-романтический образ. Приложение 8

– Последний «писк» моды – павловопосадские платки с «огурцовым» орнаментом моментально стали любимцами русских девушек и женщин. И уже сегодня на улицах российских городов можно увидеть стильных модниц с павловопосадским «бобом» на плечах.

Резюме педагога: Уникальность павловопосадского платка – в его непреходящей актуальности: платок украшал головы и плечи русских простолюдинок и дворянок, его с удовольствием носили наши бабушки и мамы, а сегодня он стал одним из остромодных аксессуаров наших современниц. Как предмет истинного народного искусства, павловопосадский платок не знает ни временных, ни возрастных границ: он одинаково подходит к лицу, как взрослым, солидным дамам, так и юным красавицам.

3. Практическая часть

Северная двина. Холодный батик, платок, шелк.

Педагог (на фоне мелодии): На сегодняшнем мастер-класс мы с вами выполним мини-картину с изображением розочки в технике павловопосадских платков. Розочку мы будем расписывать на ситцевой ткани, размером 15х15, после чего все смогут забрать домой свою работу на память. Получившуюся

работу мы поместим в рамку 14х14, здесь же имеется картон, размером 12х12,стекло, размером с картон, и белая бумага. Все эти вещи лежат перед вами.

«Розочку» мы с вами возьмём из орнамента Павлово-Посадских платков. Начнём роспись. Приложение 9

1 этап – Рисунок 1 Возьмём лежащий перед вами рисунок розочки на бумаге и переведем его на ситцевую ткань через копировальную бумагу (копирование рисунка).

2 этап – Цветовые решения на Павлово-Посадских платках очень яркие, и поэтому мы её будем тонировать в двух оттенках красного и зелёного цветов.

К светло-розовому оттенку мы добавим белый и в итоге получим нежно– розовый цвет. Этим цветом мы с вами будем тонировать лепестки, как показано на рисунке 2 (тонирование).

3 этап – Далее мы будем тонировать тёмно-красный цвет, как показано на рисунке № 3 (тонирование). Приложение 10

4 этап – Переходим к зелёным листьям, они так же имеют 2 оттенка-салатовый, и тёмный зелёный цвет. Возьмём средний желтый и к нему добавим немного изумрудного зелёного цвета, получим салатовый оттенок, и этим цветом мы затонируем самые светлые места на листьях, смотри рисунок 2 (тонирование). Приложение 13

5 этап – Затем мы затонируем тёмный зелёный цвет из набора красок, добавим немного воды и раскрасим тёмные места, рисунок 3 (тонирование).

6 этап – Следующий этап работы – подчёркивание контура темнее по тону. а) Мы подчеркнём лепестки вишнёвым цветом. б) А листья мы будем подчёркивать так: к тёмно-зелёному цвету из набора мы добавим лазуро-железный цвет и получим тёмно-зелёный , и подчеркнём этим цветом все листья (подчёркивание). Рисунок 4.

7 этап – Покажем тычинки у нашей розочки средним жёлтым цветом из набора (роспись тычинок). Рисунок 5. Приложение 12

8 этап – И последнее, покажем блики на лепестках. Возьмём темперный белый и разбавим её водой. Этим цветом мы закрасим бликовые части, как показано на рисунке 5 (роспись бликов).

Вот и завершили цветовое решение.

9 этап – Самый последний этап, это помещение нашего рисунка в рамку. Это делается так: берём стекло, на него ложем ситец, затем, белый лист бумаги, размером 12х12, далее накладываем картон и вставляем в рамку, на обратной стороне закрепляем зажимы. Вот работа и готова! (Оформление работы). Рисунок 6.

У нас получился фрагмент из орнамента павловопосадского платка. Полюбуемся на свои работы! Приложение 14. Приложение 15 – Фото мастер-класса.

4. Анализ работы

Как расписать шелковый платок, техника холодный батик Как нарисовать тюльпаны на шелке Роспись ткань

Педагог: Сегодня мы познакомились с красотой павловопосадских платков, с историей промысла, его технологией, с сохранением традиции и современным звучанием промысла.

А самое главное – мы выполнили мини-картину на ткани в технике павловопосадских платков – подарок для себя и память об этом мастер-классе.

Мне нравится проводить мастер-класс. Они требуют от педагога высокого профессионализма и мастерства. Первое и самое главное, они имеют познавательную ценность, так как многие педагоги знакомятся с тем или иным промыслом впервые. Второе – они имеют практическую ценность, так как каждый участник выполняет художественную роспись, овладевая её приёмами. И третье: в проведении мастер-класс необходим богатый наглядный материал: предметы быта, одежды, использование компьтерных технологий, дидактический материал, принадлежности выполнения росписи. Всё это позволяет глубоко погрузиться в этот вид декоративно-прикладного искусства и позволяет развивать нашу эмоциональную сферу.

А сейчас приглашаю вас к русскому самовару.

Как рисовать лотосы и воду на шелке. Как расписать шелковый платок Холодный батик Роспись ткань

Русское чаепитие с пирогами и баранками.

Урок изобразительного искусства в 3 классе по теме » Платок для мамы, павлопосадская шаль»

ТЕМА: «Платок для мамы»

подтема: «Павлопосадская шаль»

ЦЕЛЬ УРОКА — обучающая и образовательная. Воспитание художественного вкуса и учащихся. Развитие любви к родной природе. О любви русских художников к родной земле, о преемственности и наследовании русской культуры.
Дать представление о Павлопосадском промысле. Дать последовательность поэтапной росписи на примере наглядных пособий.

Ход урока;

1. Организационный момент (25 минуты). К началу урока на каждом столе проверяется готовность к работе: наличие акварельных красок, воды, палитры, чистого листа белой бумаги, карандаша и стиральной резинки.

2. Повторение пройденного материала в виде беседы (8 минут)
Примерные варианты вопросов и ответов:

С чего начинается изготовление каждой вещи, нас окружающей?

— С работы художника.

Над чем работает художник?

— Над формой и ее украшением.

В каких видах игрушек мы использовали только форму?

— В соломенных и игрушках из листьев.

В каких случаях форма декорировалась?

— В глиняных игрушках (Дымка), в деревянных (различные виды матрешек)

Как повседневная посуда отличается от праздничной по форме и декору?

— Праздничная посуда более изящная по форме и очень красиво украшена.

Назовите различные варианты обоев по назначению:

— Обои для детской комнаты, для кухни, для библиотеки, в комнату для игры, в шахматы, в спальню для принцессы.

3. Объяснение новой темы в два этапа (10 мин).

— Разговор о видах платков:

Платки используются для тепла и как украшение, они бывают шейные и покрываются на голову, по видам ткани (шелковые, шерстяные, пуховые, капроновые и т.д.).

Люди разного возраста предпочитают разные варианты платков (сравнить платок для бабушки и внучки). А также для разных случаев (торжественных, траурных, праздничных) используются разные по настроению, цвету, и рисунку платки. Рисунок на них или узор бывает геометрическим (использует круги, квадраты, полосы) и растительным (цветы, ягоды, листья). Различие между платком, косынкой и куском ткани.

Платок имеет форму квадрата или треугольника, с краев обязательно ограничен кантом или каймой (показываются варианты росписи платков и ткани). Основной узор обычно располагается либо в центре, либо по углам (объясняется на примере готовых набивных платков). Вводится понятие схемы платка (разные по размеру цветы заменяются разными по размеру кружками и располагаются в определенном порядке). Схема одного из платков выполняется мелом учителем на доске.

На примере данной схемы учащимся предлагается задание выполнить оп аналогии схему другого платка

— Рассказ о Павлопосадском промысле: Павлопосадские шали известны во всем мире неповторимыми узорами. В качестве узоров всегда

используется растительный орнамент, а именно цветы, которые
являются творчески переработанным, но в то же время самобытным и
истинно русским символом. Огромное разнообразие декоративных
орнаментов позволяет судить о красоте русской природы во все времена
года, о любви русских художников к родной земле, о преемственности и
наследовании русской культуры.

Павловский посад — селение по типу Дымковской слободы (глиняные игрушки). Там живут текстильщики и художники, они занимаются изготовлением шалей. Шаль — это большой платок, служил и служит украшением русской женщины, несмотря на изменчивость моды. Шали эти «набивные» (объяснение значения термина). На ткань узор наносят досками, для того, чтобы краска пропитала ткань, доску с орнаментом бьют деревянным молотком (киянкой). Поэтому набивные платки всегда имеют лицевую сторону и изнаночную. Изображение даже одного цветка совершается в несколько этапов. Объяснение поэтапности росписи на примере наглядных пособий, выполненных учителем и вывешенных на доске.

4. Выполнение учащимися задания (2 вида)

— Роспись цветка и двух листиков;

— Выполнение схемы одного из платков на альбомном листе.

Выполнение первого задания идет параллельно с работой учителя на доске. Учащимся раздаются шаблоны цветка и листьев, они намечают карандашом середину цветка и лепестки и, выбрав цвет, начинают под руководством учителя работу цветом в три этапа, учитель осуществляет показ на доске и контроль над выполнением задания.

Завершив работу, учащиеся приступают ко второму заданию, т.е. схеме композиции платка. Во время выполнения рисунка, учитель собирает готовые шаблоны цветов и листьев и организует выставку детских работ в виде Павлопосадского платка.

5. Проведение итогов и заключительная часть.

За несколько минут до конца урока готов платок, украшением которого являются яркие детские работы. Учитель обращает внимание учащихся на красоту и необычность изделия, на композицию платка, а главное дает возможность каждому ученику почувствовать себя настоящим художником. За коллективную творческую работу, где каждый ребенок может сравнить свое изделие с окружающими, ставится высшая оценка, что является также хорошим стимулом к дальнейшему творчеству.

Технологическая карта «Украсим платок» (дымковские узоры)

№1. ҰЙЫМДАСТЫРЫЛҒАН ОҚУ ІС-ӘРЕКЕТІНІҢ ТЕХНОЛОГИЯЛЫҚ КАРТАСЫ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЕЗГІЛ: Дата: 17 марта

Білім беру саласы: Образовательная область: Творчество

Белімі :Раздел: Рисование

Тақырыбы: Тема: «Украсим платок» (Дымкомские узоры)

Мақсаты: Цель: Уметь украшать платок..

Міндеттер: Задачи: Научить украшать предметы квадратной формы дымковскими узорами, располагая узор по квадрату.Развиваем навыки рисования прямых и волнистых линий, точек, колечек. Воспитывать аккуратность и творческое воображение.

Жабдықтар: Оборудование: кисть №2, лист бумаги квадратной формы, стакан с водой, салфетки, образец, поэтапное рисование платка, гуашь (синяя, желтая, красная), изображения дымковских игрушек.

Билингвалдық компонент: платок — орамал, красивый -әдемі , подарок — сыйлық, весна — көктем, синий -көк , желтый — сары, красный — қызыл .

Роспись шёлка в технике «Холодный батик». Платок «Гранаты».

Добавить комментарий