Мастер-класс Шьем новогодний валенок в русском стиле за 1 час

Шьем новогодний валенок в русском стиле за 1 час

Предлагаю сшить быстро и просто новогодний валенок для оригинального оформления подарка или украшения своего интерьера.

Необходимые материалы и инструменты:

— мешковина / лен / двунитка / небеленный хлопок;

— белая ткань (состав по желанию) для подклада;

— тесьма двух цветов;

— выкройка (дана с припуском).

1. Распечатать выкройку на листе А4, вырезать.

2. Мешковину сложить в два сложения, вырезать по выкройке сразу 2 детали.

Также вырезать 2 детали из белой ткани, слегка уменьшив на 0,5 см абрис выкройки (чтобы подклад хорошо лег внутри валенка).

3. Стачать детали мешковини по передней части до закругления.

На деталях подклада сделать шов 3-4 см.

4. Разложить детали мешковины. По лицевой стороне на расстоянии 3 см от верхнего края провести мелом или обмылком линию. По ней притачать тесьму любой строчкой (прямой или фигурной, как в моем случае).

Под нижнюю часть тесьмы подложить кружево, проложить строчку по нижней стороне тесьмы.

Также тесьмой закрыть нижний край кружева.

По сторонам от этого текстильного орнамента проложить фигурные строчки красной ниткой.

5. На лицевую деталь (мешковина) положить разложенную деталь подклада, стачать по верхнему краю.

Деталь подклада отвернуть и отстрочить на расстоянии 3 мм от шва (эта строчка не даст выворачиваться подкладу наружу).

6. Сложить детали пополам, сколоть булавками, совместив срезы.

7. Стачать по периметру, оставив на задней части подклада отрезок 6-8 см для выворачивания.

8. Вывернуть валенок через отверстие. Отверстие застрочить.

9. К заднему шву сверху пришить петлю из тесьмы, украсить пуговицей.

Наш валенок готов!

Буду рада, если мой мастер-класс поможет создать вам уют и новогоднее настроение в связи с приближающимся Новым годом!

Поделка чудо валенок в садик

Конкурс поделок «Ай, да валенки!».

Наталья Луцак
Конкурс поделок «Ай, да валенки!»

В нашем МБДОУ д/с № 50 состоялся необычный конкурс поделок: «Ай,да валенки!»Дети совместно с родителями мастерили чудесные валенки. Конкурс удался на славу. Приняли в нем участие 12 групп. Многие семьи валяли валенки сами. В нашей коллекции есть валенки с наперсток, самые большие веселые валенки, с клоунскими лицами. Выполнены работы в разном стиле, здесь и аппликация, и торцевание,и вышивка, и вязание. Папы умудрились сделать валенки с часами, в виде самолета, собаки, сказочных героев как Бабы- Яги. Родителям пришлось позаимствовали чудо- валенки у своих бабушек и дедушек. Принимали участие от мала до велика. Бабушки делились своими рассказами и историями из семьи о валенках, дети с большим интересом слушали. Дети примеряли валенки с большой гордостью и делились своими впечатлениями.

После выставки наши валенки отправятся в Горницу — узорницу, где хранятся старинные вещи наших предков.

Авторская песня «Дед Мороз и валенки» Предлагаю вашему вниманию текст песни на музыку В. Шаинского. В 2022 году я услышала понравившуюся фонограмму, а вот текста к этой песне.

Проект «В гостях у Валенка!» Конкурс»Ай,да Валенки» о котором я писала ранее был частью большого проекта «В гостях у Валенка!», которым увлекся весь коллектив нашего.

Выставка творческих работ «Эх, валенки!».

Основное условие ФГОС дошкольного образования: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй.

Проблему вовлечения родителей в единое пространство детского развития в нашем дошкольном образовательном учреждении мы осуществляем через их привлечение к участию в образовательном процессе дошкольного учреждения посредством организации выставок-конкурсов совместного творчества детей и родителей.

Это позволяет установлению партнёрских отношений, которые способствуют объединению усилий для воспитания детей, созданию атмосферы общности интересов, активизации воспитательных умений родителей.

Вашему вниманию представляю авторскую презентацию по мотивам новогодней выставки-конкурса «Эх, валенки!»

Чек лист, что успеть сшить до Нового Года

В слайд-шоу использованы музыкальные композиции:

  • «Серебристые снежинки» (сл. Р.Панина, муз. А Варламова, исп. группа «Улыбка»),
  • «Новый год, елка, шарики, хлопушки» (детский хор «Великан»),
  • «Валенки» (группа «Волшебники двора»)
  • авторские фотографии.

Автор: Амосова Светлана Александровна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 63», город Барнаул, Алтайский край. Первая квалификационная категория, опыт работы 17 лет. Лауреат I и III Всероссийских конкурсов фотографий «Педагогический альбом»; лауреат II Всероссийского конкурса мультимедийных технологий «Мастер презентаций», лауреат IV Всероссийского дистанционного фестиваля декоративно-прикладного творчества «Золотое рукоделие ».

  • Светлана Александровна
  • 21 ноября 2022
  • 4757
  • 5

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Шьем новогодний валенок в русском стиле за 1 час.

Предлагаю сшить быстро и просто новогодний валенок для оригинального оформления подарка или украшения своего интерьера.

Необходимые материалы и инструменты:

Вебинар «Особенности иностранных покупателей»

— мешковина / лен / двунитка / небеленный хлопок;

— белая ткань (состав по желанию) для подклада;

— тесьма двух цветов;

— выкройка (дана с припуском).

1. Распечатать выкройку на листе А4, вырезать.

2. Мешковину сложить в два сложения, вырезать по выкройке сразу 2 детали.

Также вырезать 2 детали из белой ткани, слегка уменьшив на 0,5 см абрис выкройки (чтобы подклад хорошо лег внутри валенка).

3. Стачать детали мешковини по передней части до закругления.

На деталях подклада сделать шов 3-4 см.

4. Разложить детали мешковины. По лицевой стороне на расстоянии 3 см от верхнего края провести мелом или обмылком линию. По ней притачать тесьму любой строчкой (прямой или фигурной, как в моем случае).

Под нижнюю часть тесьмы подложить кружево, проложить строчку по нижней стороне тесьмы.

Также тесьмой закрыть нижний край кружева.

По сторонам от этого текстильного орнамента проложить фигурные строчки красной ниткой.

5. На лицевую деталь (мешковина) положить разложенную деталь подклада, стачать по верхнему краю.

Деталь подклада отвернуть и отстрочить на расстоянии 3 мм от шва (эта строчка не даст выворачиваться подкладу наружу).

6. Сложить детали пополам, сколоть булавками, совместив срезы.

7. Стачать по периметру, оставив на задней части подклада отрезок 6-8 см для выворачивания.

Маленький кабанчик из фетра (5 урок). Новогодние игрушки из фетра на елку

8. Вывернуть валенок через отверстие. Отверстие застрочить.

9. К заднему шву сверху пришить петлю из тесьмы, украсить пуговицей.

Наш валенок готов!

Буду рада, если мой мастер-класс поможет создать вам уют и новогоднее настроение в связи с приближающимся Новым годом!

Поделка из шерсти «Валенки в технике мокрого валяния».

Час порад (робимо тапочки для немовлят з фетру)


Для изготовления такой работы нам понадобятся:

1. Шерсть для валяния – кардочес (на одну пару 7-10 г)

2. Пленка пузырчатая

3. Материал для изготовления шаблонов (вспененный полиэтилен)

4. Перчатки латексные (или из пленки)

5. Сетка для валяния или москитная

6. Теплый мыльный раствор в распылителе

8. Для украшения готовых изделий – бисер, ленточки, тесемки – все, что понравится и клей

Из вспененного полиэтилена надо подготовить шаблоны, как на картинке – по этому шаблону получается сразу два валеночка.

Этапы выполнения работы:

1. Располагаем шаблон на пузырчатой пленке. Затем делим весь объем шерсти на равные 4 части. Шерсть не рвем, а аккуратно вытягиваем. Затем берем одну часть и маленькими кусочками выкладываем ее на шаблоне так, чтобы части ложились взахлест, перекрывая друг друга. Стараемся по максимуму соблюдать форму шаблона. Получается пушистое облачко в форме шаблона. Это облачко аккуратно накрываем сеточкой и сбрызгиваем мыльным раствором из распылителя.

2. Надеваем перчатки и начинаем аккуратно приминать через сетку то, что получилось. Цель этого действия смочить все слои шерсти насквозь. Потом начинаем аккуратно приглаживать шерсть через сетку в разных направлениях. Обязательно в разных, дабы все шерсть не сдвинулась к одному краю заготовки. Сначала гладим слегка, потом все с большим нажимом, чтобы все шерстинки плотнее сплелись между собой.

3. Как только у нас получится плотная и плоская войлочная тряпочка, процесс заканчиваем. Аккуратно снимаем сетку и переворачиваем шаблон вместе со свалянной шерстью на другую сторону – шерстью вниз, пленкой вверх. Все части шерсти, выступающие за края шаблона, аккуратно заворачиваем по выкройке, сохраняя форму.

4. Потом все повторяем с самого начала. Выкладываем очередную часть шерсти уже с этой стороны шаблона, накрываем сеткой смачиваем, приглаживаем, сваливаем, переворачиваем, подгибаем. То же делаем с оставшимися двумя частями шерсти. Итого у нас получается по два слоя шерсти с каждой стороны заготовки.

Новогодние сувениры своими руками

5. Когда мы все хорошо сваляли, начинаем проглаживать во всех направлениях около 5 минут, периодически переворачивая заготовку. Потом убираем сетку, берем то, что получилось в руки и катаем, как из пластилина, то шарик, то колбаску, в разных направлениях. Разворачиваем – проверяем, если деформируется, поправляем. Когда изделие становится достаточно плотным, разворачиваем, расправляем и разрезаем посередине.

6. Вытаскиваем выкройку из получившихся валеночек и придаем им необходимые объем и форму.

7. Теперь осталось только просушить готовую «обувь» и декорировать по своему вкусу. Мальчики захотели сделать из них брелоки, а девочки украсили и сделали аксессуарами для своих любимых кукол. По такому же принципу сделали и рукавички для Барби.

Участники: воспитанники старшей группы №1, ГБОУ «Школа №630 «Лингвистический центр» (структурное подразделение №7, детский сад № 2241), г. Москва, Россия.

Куратор: Дорохина Светлана Викторовна, воспитатель ГБОУ «Школа 630 «Лингвистический центр» (структурное подразделение №7, детский сад №2241), г. Москва, Россия.

Статья размещена в авторской редакции

Мастер-класс по мокрому валянию: Сувенирные мини валенки.

Автор: Ирина Лысенко

Сегодня мы с Вами займемся валянием валенок в технике мокрое валяние.

Валенки у нас будут сувенирные, маленькие — размером всего около 5 см.

  • Шерсть для валяния
  • Упаковочная пленка с пузырьками
  • Небольшой кусок вспененной резины для шаблона (можно заменить любым гибким водонепроницаемым материалом толщиной приблизительно 1.5 см)
  • Мыльный раствор (несколько капель средства для мытья посуды разведенный в воде)
  • Ножницы

Для начала распечатываем нижеприведенный шаблон на листе формата А4

Вырезаем шаблон из бумаги, прикладываем на кусок вспененной резины, обводим и вырезаем шаблон для валяния валенок

У меня вспененной резины не было и я решила использовать пенопластовую подложку от полуфабрикатов. На начальном этапе она очень хороша в качестве шаблона. проблемы били чуть позже — при вытаскивании шаблона из валенок. пришлось просто разрезать ножницами пенопласт, чтобы вытащить.

Вместо вспененной резины также можно использовать ту же пленку с пузырьками.

Наливаем в тарелочку теплую воду, капаем в неё несколько капель жидкости для мытья посуды.

Расстилаем на столе какую-нибудь пленку или клеенку. Я, как видите, положила пакет для мусора. Не делайте так!! Надо что-то поплотнее — пакет для мусора очень тонкий и постоянно съезжает в разные стороны. Я думаю, что обычная клеенка будет подходящим вариантом

Ну вот.. Всё готово для работы

Берем в левую руку ленту шерсти, правой рукой зажимаем самые кончики шерсти и вытягиваем шерсть. Именно вытягиваем, а не выдергиваем или отрываем. Обычно вытаскивается такой полупрозрачный клочочек шерсти. Вот этими клочками мы и выкладываем шаблон.На фотографии количество шерсти, которое я вытянула за два раза

Вначале кладем первый слой — все шерстинки в одном направлении — я выкладывала поперек шаблона, и равномерно.

Шерстинки длиннее чем шаблон — не пугаемся — всё это потом завернется и заваляется. Выложили первый слой.

Я делала три слоя. Моё мнение — больше не нужно — тогда очень толстые валенки будут

Начинаем выкладывать второй слой — поперек предыдущего

Весь второй слой выложен

Третий слой опять выкладываем поперек предыдущего, т.е. в том же направлении — как и первый

Смачиваем шерсть мыльным раствором. Если есть-можно воспользоваться пулевизатором. Я просто наливала с ладошки

Мочим не слишком сильно — не нужно, чтобы вода лилась на пол

Накрываем пленкой с пузырьками. Кладем на пленку ладони м просто слегка прижимаем несколько раз

Сразу видно контур шаблона

Я решила снять пленку и проверить что там внутри: в некоторых местах шерсть сухая. Намочила еще чуть-чуть сухие места

Опять сверху пленку, чуть прижимаем. Смотрим.. Совсем другое дело!

Аккуратно подцепляем кончиками пальцев шаблон вместе с шерстью

и переворачиваем. Мне это делать было очень неудобно из-за того, что мусорный пакет, на котором я делала все эти операции, очень тонкий и не хотел отрываться от шерсти.

Вот так наш будущий валенок выглядит после переворачивания.

14 новогодних лайфхаков! Новый год на скорую руку!

Начинаем загибать шерсть, которая выходит за края шаблона. Загибаем аккуратненько, стараясь получше расправить, чтобы было поменьше складочек (но они все равно будут — так что не бойтесь — всё сваляется)

Завернули на шаблон. К сожалению у меня эта фотография неудачная

Теперь начинаем выкладывать так же наши слои шерсти на этой стороне.

Выкладываем так же три слоя. Каждый слой перпендикулярно предыдущему

Смачиваем мыльным раствором

Накрываем пленкой с пузырьками

Несколько раз надавливаем ладонями

Переворачиваем шаблон и заправляем торчащие хвостики шерсти

Перекладываем наши будущие валенки на пленку с пузырьками

Смачиваем мыльным раствором. Если Вы видите, что шерсть как бы отслаивается — добавляйте мыльный раствор. Сразу начинает валяться как по маслу. Я прямо капала средство для мытья посуды на руки, растирала и потом как бы обмазывала шаблон.

Начинаем тереть наш шаблон об пупырку. Трем не сильно — пока еще шерсть не свалялась и может отслоиться.

Я практически сразу решила добавить своим валенкам декора. Мне показалось, что на этом этапе будет удобнее — сложно попытаться выложить нужный рисунок. Я не знаю — на этом этапе нужно добавлять другой цвет или нет, но у меня получилось то что я и хотела.

Трем шаблон об пленку с пузырьками минут 15-20. Там, где не можем пройтись пленкой — трем пальцами: вначале нежно, по мере сваливания — пожестче. Вы почувствуете какой нужно делать нажим сами — если передавить — то шерсть как бы двигается под пальцами

Минут через 20 шерсть более-менее свалялась для начального этапа. Берем ножницы и разрезаем наши валенки на две равные части

Вот тут-то я т столкнулась с тем, что с пенопластового шаблона я снять валенки не могу.. пришлось разрезать сам пенопласт

И просто вырезать его из валенок. вот такой плачевный вид мои валеночки имели после удаления шаблона

Но ничего страшного. Засовываем пальцы внутрь валенок, смачиваем мыльным раствором и продолжаем тереть валенки об пленку с пузырьками, помогая в труднодоступных местах пальцами. На этом этапе можно уже тереть сильно.

Мыльный раствор лучше использовать горячий. Периодически окунайте валенки в горячую воду — они быстрее сваляются.

Ну вот вроде бы почти готовы — выравниваю верхнюю часть

Отрезали ровненько и еще потерли валенки, чтобы срезы завалялись

Для того, чтобы легче было валять голенища, можно использовать маркеры или колпачки от толстых фломастеров

Периодически проверяем, чтобы валенки были ровными — если какой-то получается больше размером — поваляйте его отдельно

После того как мы вытащили из валенок шаблон, валяем мы еще минут сорок.

Готовы валенки или нет проверить очень просто: нужно ущипнуть валенок пальцами, если отделяются всего несколько шерстяных волосинок — то валенок свалялся, если же зацепилось больше — нужно валять дальше.

#крестикрадио «Прикладная вышивка»

Прополаскиваем наши валенки от мыла

И кладем сушиться. Я на всякий случай засунула в них колпачки от фломастеров, чтобы высохшие голенища были круглые

Сохли мои валенки около суток

Так как у меня они уже декорированиы другим цветом, добавлять другой декор я не стала. Пробила люверсы и повесила держалку для брелоков

Вот на столько мои валеночки увалялись от начального размера шаблона

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Цитатник

Нашла на Ярмарке Мастеров вот МК,понравилось нужно обязательно сделать!:)http://www.livemaster.ru/to.

Новогодние Костюмы для взрослых. Сценические и Карнавальные.

Я снова по немногу возвращаюсь к свой любимой системе Fly lady. Я не очень опытная летунья, но ос.

Новогодний пирог из слоеного теста и ароматной, сочной начинкой в виде рукавицы Деда Мороза .

Очень понравились такие гномы. Сшить их очень легко и быстро, потому что сама игрушка получается .

Рубрики

  • Игрушки, пособия и многое другое своими руками (85)
  • Рукодельничаем (34)
  • Творим вместе (20)
  • Развивающие пособия (11)
  • Костюмы для деток своими руками (9)
  • Советы, идеи по воспитанию и развитию ребенка (60)
  • Интересные ссылки (29)
  • Игры (28)
  • Развивающие игры и упражнения (15)
  • Подвижные игры (9)
  • Игры для самых маленьких (3)
  • Потешки (2)
  • Народные игры и забавы (1)
  • Идеи для дома (20)
  • Готовим вместе (15)
  • Из моей практики (15)
  • Интересная литература для родителей (12)
  • Музыкальное развитие (11)
  • Выбираем книгу для ребенка (10)
  • Полезности (9)
  • Праздники (7)
  • Великие о детях (7)
  • Покажите своим детям (5)
  • Маме (4)
  • Физическое развитие (2)
  • Сенсорика (1)

Ссылки

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

ОРФ-ПЕДАГОГИКА: ОЧЕНЬ КРАТКО

Нашла материал здесь: http://orff-vadim.livejournal.com/4873.html

Виды деятельности: От единства к разделению
В начале движение, ритм, речь, пение — слиты в единый процесс, потом постепенно они разделяются и изучаются как самостоятельные дисциплины

Процедура урока: От процесса к результату
В начале процесс важнее результата, потом постепенно наращивается работа над результатами, готовыми формами и навыками

Динамика урока: От развлечения к обучению
Развлечение, игра, групповое переживание радости – важны для начала как энергетический импульс, пробуждение интереса; они заряжают энергией, необходимой для обучения и приобретения навыков

Мотивация учеников: От «хочу» к «надо»
В начале всего — пробуждение искреннего глубокого интереса детей к тому, что они делают, и только потом, постепенно, приучение их к постановке задач

Дети в группе: От коммуникации к интеграции
Межличностное общение детей в группе в начале важнее всего, потом постепенно группа интегрируется в единое целое – команду, делающую художественный проект

Формы совместной работы: От игры к театру
В начале игра – основная форма деятельности и обучения. Затем идет обучение, ориентация на навыки и результаты, а те, в свою очередь интегрируются в финале в синтетическое художественное целое – театр, шоу, перформанс, сценическое действо

Движение: игры, упражнения, пантомима, двигательная импровизация
Танец: народный танец, художественная хореография
Ритм: телесные ударные (body percussion), барабаны, перкуссия (мелкие ударные инструменты)
Голос: артикуляция, декламация, пение, вокальная импровизация
Музицирование: ксилофоны, продольные флейты, ударные

Это универсальный цикл опыта. В начале – естественно возникающий спонтанный импульс, который оформляется и выходит в игре, рождая паттерн – минимальную индивидуальную единицу деятельности. Через имитацию паттерн отрабатывается и присваивается. Затем он начинает варьироваться, плодятся множества паттернов и их вариантов. Это множество реализуется через импровизацию – осознанное эстетическое высказывание в реальном времени.
И, наконец, множество импровизаций отстаивается, и зрелый разум, отбирая лучшее, составляет из них эстетическое целое – мелодию, песню,танец. Это композиция.

вступление – тема – вариации – финал

Вступление – мягкое введение, через игру, беседу или разогревающее упражнение (но не просто так, а обыгрывая элементы будущей темы) энергия детей канализируется и включается в структуру урока
Тема – разучивание основной структуры урока (чаще всего песня, а также стихотворение, танец)
Вариации – нанизывание на нее новых заданий и трудностей, разввивающих разные навыки
Финал – интеграция всех элементов урока в целостное музыкально-двигательное действо

танец и хореография
ритм
речь
пение
элементарное музицирование
импровизация и композиция
сценическое мастерство (азы)

ГЛАВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Движение и танец.
Движение – это источник любой человеческой деятельности и инструмент мышления. Присутствует на каждом Орф-занятии.
Танец —
это организованное движение в пространстве-времени. Танец используется двух типов – 1) традиционно-социальный 2) художественный.
Ритм.
Как говорил Орф, «в начале был барабан». Ритм лежит в основе движения и в основе музыки, с него начинается любая традиционная культура. Ритм организует жизнедеятельность и мышление.
Пение.
Каждый человек одарен голосом не только для говорения, но и для вокализирования. Звук голоса – это связь с душой. Голос – самый богатый возможностями инструмент, который всегда при нас. В бытовой речи мы используем ничтожную долю того, что может наш голос. На Орф-уроке – гораздо больше.
Речь.
В быту смысл слова важнее, чем его звуки. Обычная речь – просто способ передачи закодированной информации. Однако в поэзии, традиционной культуре и культуре детей звуки слов, их ритм, не менее важны. Именно так их использует Орф-подход. Он переводит наше внимание со смысла слов на музыкальность и красочность их звучания. Слова становятся мантрами – вибрациями и ритмами, оказывающими воздействие на энергетику человеческого организма. На Орф-уроке используются три варианта речевого текста: 1) на родном языке 2) на языках других культур 3) на выдуманном языке
Театр.
История, сказка, миф – нужны для завершения целостности процесса во времени. Без них невозможен никакой осмысленный цикл работы. На определенном этапе процесса все вышеперечисленные виды деятельности (ритм, движение и т.д.) нуждаются в сюжете, который бы их объединил в осмысленное целое.

ИНСТРУМЕНТЫ
Барабаны и ударные инструменты. Широко используются все существующие виды ударных – маракас, пандейра, деревянная коробочка, реко-реко.
Ксилофоны. Это — необходимый переходный этап между барабанами и сложными мелодическими инструментами.
Звучащие жесты (body percussion). Это техника ритмической игры на собственном теле. Присутствует во многих культурах, в наибольшей степени у американских негров. Хлопки, щелчки, притопы – целый ансамбль ударных мы носим всегда с собой.
Материалы, предметы. Шары, ткани, палочки, стаканы, веревки, – практически любой предмет может быть использован на уроке – либо в качестве музыкального инструмента, либо для дополнительной организации движения (например, ленты), либо для создания образа (например мыльные пузыри), и т.д.

Игра. Это язык, на котором говорят дети, способ самоорганизации, присущий детскому возрасту и традиционной культуре. Задав правила игры, учитель перестает быть диктатором, оставаясь просто в роли арбитра игры. Теперь не он организует процесс, а сама игра. Схватив ее правила, дети могут сами предлагать свои варианты ее развития, вступая таким образом в диалог с учителем.
Импровизация. Иными словами, организованная спонтанность. Легче получается у детей, чем у взрослых. Импровизация, экспериментирование, свободный разговор с телом, голосом, инструментом – начинают каждый новый учебный блок.
Выучивание, отработка. Как правило следует за импровизацией, только после того, как ее возможности исчерпаны.
Спетакль-демонстрация. Вначале Орф — урок — магическое действо, где все участники равно вовлечены и процесс важнее результата. В процессе работы над материалом (песней, танцем, сказкой, историей) разные виды деятельности объединяются вокруг сказки или истории. Возникает спектакль, театральное действо, предполагающее зрителей. Группа делется на несколько частей, одни показывают, другие смотрят.

Это система песен, танцев, игр, сказок, текстов (считалки, заклички, дразнилки, заклинания и т.д.) созданная в древности в каждом сообществе. Орф-подход воссоздает традиционную культуру на уроке. Она представлена в нескольких видах:
1) Традиция той страны, где проходит урок, ее язык и специфика (немецкая в Германии, испанская в Испании, русская в России)
2) Образцы традиции народов мира на аутентичном языке (песни и танцы народов Европы, Латинской Америки, Африки, Азии и т.д.)
3) Детская традиционная культура – игры, песни, тексты, и по сей день бытующие среди детей разных народов.
4) Творчество учителя или участников группы – песни и танцы в фольклорном стиле, созданные на уроке или для урока.

Чем же тогда Орф-класс отличается от фольклорной студии? Задачи прямо противоположные. Фольклорная студия или ансамбль (этнографический подход) стремится погрузиться вовнутрь одной данной культуры, воспроизвести все ее детали, отразить ее уникальную специфику. Орф-подход, наоборот, стремится наружу, к синтезу культур, к выявлению общего в них. Этнографический подход стремится аутентично воспроизвести данный стиль в его первозданном варианте, со всеми деталями. Орф-подход отбирает только наиболее простые и архетипические образцы данного стиля (например африканского), упрощает и искажает их, выводит из изначального внутрикультурного контекста и делает совместимыми с образцами фольклора других культур. В результате возникает новый культурно-творческий феномен – Универсальный Фольклор, Единая Мировая Традиция в самых главных, архетипических образцах.
Так называемая угандийская, месиканская или австралийская песня, теряя свою аутентичность, становится для Орф-учителя средством импровизации, варьирования, игры, обучения, организации деятельности группы. Однако таким образом она в большей степени выполняет собственно фольклорную задачу, чем будучи исполнена аутентичным коллективом на сцене. Ибо настоящий фольклор ориентирован на реальную групповую деятельность участников, он прагматичен по своей природе, его задача – обслуживать общение, обучение и живой контакт.
В условиях утраты детской и традиционной культур в больших городах, Орф-подход возвращает их детям и взрослым через активную деятельность и творчество.

НАЧАЛО
Карл Орф (1895 – 1982) — баварец. Бавария – удивительный горный край с красивейшей природой, богатой мифологией и развитой фольклорной традицией. По ландшафту, культуре и национальному характеру Бавария ближе Австрии чем Германии, к которой она номинально относится.
Орф родился в Мюнхене в 1895 г. Он научился играть на пианино в 5 лет. В возрасте девяти лет он уже музыку для своего собственного кукольного театра.
В 1912—1914 годах Орф обучался в Мюнхенской музыкальной академии. В 1916 он работал капельмейстером в Мюнхенском камерном театре. В 1917 во время Первой мировой войны он отправился на добровольную службу в армию в Первый Баварский Полевой Артиллерийский полк. В 1918 году его пригласили на должность капельмейстера в Национальный Театр в Мангейме под руководством Вильгельма Фуртвенглера, а затем он стал работать в Дворцовом Театре Великого Герцогства Дармштадта.
В 1924 году начал работать в школе гимнастики, музыки и танца Доротеи Гюнтер («Гюнтершуле») в Мюнхене.

ТВОРЧЕСТВО
Орф наиболее известен по «Carmina Burana» (1937), «сценической кантате». Это первая часть трилогии, которая также включает «Catulli Carmina» и «Trionfo di Afrodite» (Триумф Афродиты). «Carmina Burana» написана на латинские стихи из средневековой рукописи. Несмотря на элементы модерна в некоторых композиционных техниках, Орф был способен выразить дух средневекового периода в этой трилогии с заразительным ритмом и простыми тональностями. Орф сопротивлялся тому, чтобы его какую-либо из его работ просто называли оперой в традиционном смысле слова. Его работы «Der Mond» («Луна») (1939) и «Die Kluge» («Умница») (1943) он называл «сказочные оперы». О его опере «Антигона» (1949), Орф специально сказал, что это была не опера, а «переложение на музыку» древней трагедии. Его последняя работа «De Temporum Fine Comoedia» («Комедия на конец времен») — мистическая пьеса на греческом, немецком и латинском языках.

РОЖДЕНИЕ ЗАМЫСЛА
Итак, это началось в двадцатые годы. Жажда движения, физической активности — спорт, гимнастика, танец – захватили молодежь Европы. Труды и идеи Эмиля Жака-Далькроза распространились по всему миру и подготовили почву для нового интереса к музыкально-двигательному образованию. Рудольф фон Лабан был, без сомнения, один из самых значительных учителей танца и хореографов своего времени. Его книги принесли ему международную известность. Высокоодаренная Мэри Вигман, ученица Далькроза и Лабана, создала новый вид экспрессивного танца. Работа их обоих оказала значительное влияние на широкие круги людей, занятых искусством и образованием. В то время открылось много гимнастических и танцевальных школ. Орф живо интересовался этими начинаниями, они были впрямую связаны с его работой в театре.

ГЮНТЕРШУЛЕ
В 1924 году Доротея Гюнтер основала школу гимнастики, музыки и танца для молодых девушек («Гюнтершуле») и пригласила Орфа в качестве главного преподавателя. Орф нашел идеальную экспериментальную площадку для новых идей. Он начал работать над новыми способами ритмического воспитания и взаимопроникновения музыки и движения.
Танец и движение преподавались как единое целое. Музыка была главным предметом и определяла все остальное.

ОРФ-ОРКЕСТР
Но музыкальная сторона обучения сильно отличалась от общепринятого. Центр тяжести был перенесен с гармонии на ритм. Естественно, ударные инструменты преобладали. Фортепиано больше не было главным и незаменимым инструментом обучения.
Ученики много импровизировали и сочиняли свою собственную музыку.
Поэтому не было смысла обучать их на сложных классических инструментах. Орф предпочитал ударные, простые в использовании и обучении. Однако обойтись без мелодических инструментов совсем было невозможно. Так появились ударные с определенной высотой звучания – ксилофоны и металлофоны. Они сильно отличались от подобных оркестровых инструментов и по конструкции были близки своим традиционным экзотическим прототипам, прежде всего инструментам индонезийского оркестра «гамелан». Первые их образцы были изготовлены Карлом Мендлером, мастером по изготовлению фортепиано и клавесинов.
Благодаря советам и помощи музыковеда Курта Закса оркестр был дополнен группой блокфлейт. Гитара и лютня использовались для акомпанемента, бурдон и басовые партии исполнялись на лютне и виоле да гамба. Таков был оркестр Гюнтершуле. Было ясно, что для этого состава лучше писать новую музыку, либо создавать ее силами самих участников. Искусство создания музыки проистекало из самой практики музицирования. Уже в 1930-е годы ансамбль Гюнтершуле много выступал, под руководством Гунильд Кеетман, сначала ученицы, позже преподавательницы школы.

ПЕРВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
В 1930 году вышло в свет первое издание, озаглавленное «Ритмико-Мелодические упражнения». С этого момента Гунильд Кеетман стала принимать деятельное участии в практической работе и в создании публикаций.
В 1932 издательство Шотт выпустило «Орф-Шульверк – практика элементарного музицирования».

КОНЕЦ ГЮНТЕРШУЛЕ
В конце 30-х годов Орф отошел от занятий, будучи занят композицией, прежде всего «Карминой Бураной». В 1944 Школа была конфискована нацистами. На занятия был наложен запрет. В 1945 во время бомбардировки войсками союзников было уничтожено все: инструменты, костюмы, фотографии, библиотека и все архивы. Казалось бы, наступил полный и окончательный крах.

ВОЗРОЖДЕНИЕ
Война закончилось. Германия была подавлена разрухой, культурным кризисом и общемировым позором. Надо было заново решать, как жить дальше, во что верить и как воспитывать детей. Низвержение национал-социалистской идеологии открыло путь гуманистическим начинаниям, вынашивавшимся еще в 20-е годы,еще до нацистского режима.
В этой сложной ситуации нашлись люди, всерьез озабоченные детским воспитанием. Один из них, Вальтер Панофски, сотрудник Баварского радио, как-то случайно зашел в лавку старьевщика. Роясь в куче пластинок, он обнаружил запись оркестра Гюнтершуле, сделанную Орфом и Кеетман в 1936 году. «Да это то, что нам нужно!» — воскликнул Панофски. В 1948 Орфу позвонили из Баварского радио: «Вы могли бы написать музыку такого же типа для детей? Так, чтобы они могли бы играть ее сами? Нам кажется, такая музыка очень подходит детскому возрасту; мы планируем серию передач». Орф опять объединился с Кеетман, вместе они подготовили 14 передач под названием «Орф Шульверк – музыка для детей». Эти программы были адресованы всем, кто работает с детьми – учителям, воспитателям, родителям. Они были встречены таким энтузиазмом аудитории, что были возобновлены и продолжались до 1953 года. Слушатели этих передач нашли для себя новый путь воспитания и обучения детей, путь, возвращавший их к их собственным корням. Подход стал распространяться по всей стране.

ПОБЕДА
Вот так Карл Орф, который был прежде всего художником и менее всего стремился к активной социальной деятельности (хоть всегда был окружен людьми, верившими в него) оказался перед огромной социальной задачей, которую явно в этот момент никто не мог решить кроме него. И его метод воспитания, выращенный Гюнтершуле, как в экспериментальной лаборатории, и раньше понятный только посвященным, «вышел в люди», оказался востребован новой ситуацией, новым поколением и новыми задачами.
Теперь необходимо было начать систематическое обучение детей и учителей. В 1949 году при академии Моцартеум в Зальцбурге, открылись классы для детей и взрослых, под руководством Гунильд Кеетман.
Возникла необходимость в серийном изготовлении Орф-инструментов. В 1949 г. Карл Беккер создал мастерскую, которая и по сей день называется «Студия 49».
В 1950-54 гг. вышло в свет пятитомное издание музыки, созданной Орфом и Кеетман для детских передач на Баварском радио, под названием «Музыка для детей» (Шульверк»). За ним закрепилась название Шульверк, которое стало обозначать Орф-подход в целом.
В 1963 в рамках консерватории Моцартеум открылся Орф-Институт, главное учебное заведение для учителей по настоящий момент.
С этого момента Орф-подход вышел за пределы Баварии-Австрии и стал распространяться по всему миру. Возникли Орф-общества, в 1968 г. в США в 1974 г. в Канаде, и т.д.

Добавить комментарий