Мастер-класс Шьём куклу тряпиенса балерину. Часть 1

Шьём куклу тряпиенса балерину. Часть 1

Для работы понадобятся:

  1. Ткань для тела куклы бежевого цвета, например, бязь.
  2. Наполнитель для кукол (синтепон, холофайбер и т.д.).
  3. Бифлекс или трикотаж для корсажа.
  4. Кусочек гипюра с люрексом для украшения корсажа.
  5. Фатин или другой нарядный материал для верхней юбки.
  6. Простой фатин средней жёсткости для нижней юбки.
  7. Атлас или сатин бежевого цвета для туфелек.
  8. Бежевая атласная лента для завязок пуантов и бретелей.
  9. Пайетки, бусины, бисер.
  10. Пряжа для причёски куклы.
  11. Акриловые краски по ткани.
  12. Нитки, ножницы, пинцет, швейная машина.
  13. Хорошее настроение.

Шьём текстильную куколку балерину

Тема балета у кукол-тряпиенсов довольно популярна. В интернете можно найти много замечательных балеринок. Я предлагаю ещё один вариант этой куклы. За основу взята вот такая куколка.

Она была изменена, но принцип пошива остался такой же.

Годом ранее я уже шила похожих куколок для подарков педагогам в хореографическом училище. И помня о том, как они трепетно относятся к своей профессии, постаралась сделать им как можно приятнее. А именно: удлинила ножки и ступни, сформировала высокий подъём, надела реалистичные пуанты и пачки заложила настоящими бантовыми складками. Корсаж был сложный, с вытачками и рельефами, верхние юбочки-тюники были сложно декорированы. К слову, на мой взгляд, такой корсаж был большой ошибкой. Возни и мороки много, а результат разочаровал. Правда, в реальности он выглядел лучше, чем на фотографии, но всё же… Хотя, дочка долго рассказывала, как приятно было педагогам.

Выглядело это так:

Возможно, так извращаться особого смысла и не имело. Но сейчас я хочу предложить сшить более лёгкую версию такой куклы. Так сказать, вариация на тему. Мне кажется, такие балерины ничуть не хуже смотрятся, а в изготовлении попроще.

1. Будем шить по такой выкройке. Она нарисована на листе А4.

2. Сперва переносим выкройку на ткань. Я люблю использовать бязь, можно очень плотный ситец. Они в меру эластичные и мне нравится их натуральная фактура. Сразу ясно, что куколка текстильная. Не советую шить из неэластичных тканей (я как-то в самом начале попробовала шить из гладкого искусственного шёлка – напрасный труд), фигурки будут коробиться и покрываться складками и заломами, которые при набивке вы не расправите никак, и сам наполнитель распределится неравномерно. Куклы будут «целлюлитными». Материал должен всё-таки немного растягиваться. Трикотаж, наоборот, растягивается чрезмерно, могут измениться размеры и объёмы куклы. В итоге вместо балерины мы можем получить матрёшку. Лично мне не нравится с ним работать. Ткань я не глажу – она всё равно помнётся при выворачивании деталей, а при набивке расправится и натянется, будет ровной.

3. Вырезаем все детали грубо, с большими припусками на швы. Особенно такие места, как кисти, стопы. Так будет легче сшивать, машинка не замнёт и не зажуёт мелкие детали. Намного удобнее будет поворачивать ткань под лапкой. Парные детали (голову, ноги) вырезаем в одном экземпляре, накладываем снова на ткань, прикалываем булавками и после этого вырезаем второй слой ткани. Обязательно следим за направлением волокон! Кроить куклу можно в принципе, в любом направлении, но обязательно все детали должны быть ориентированы аналогично. Иначе, при набивании ткань растянется в разных направлениях и куклу покоробит. Было дело, я как-то не проследила и нога после набивки буквально закрутилась винтом! И выпрямить её ничем уже не получится. Она снова будет стремиться завернуться.

4. Стачиваем детали на машинке мелкими стежками. Не забываем оставить отверстия для набивки в верхней части ног, головы и внизу туловища. На фотографии видно, как грубо вырезаны детали ног. Не пугайтесь, ноги у меня предназначены не для одной куклы. У вас их должно получиться, конечно же две!

Ну и голова, разумеется, тоже одна.

5. Туловище состоит из трёх деталей. Сперва совмещаем бюст на верхней и нижней детали переда. Стачиваем. Затем совмещаем готовый перед с задней деталью туловища. Сшиваем. У данной модели руки шьются заодно с торсом, в отличие от классических тряпиенсов. В этом есть и свои плюсы, и минусы. Попробовать интересно и так и так.

6. Вот теперь детали аккуратно обрезаем, оставляя небольшие припуски. Примерно по 4 мм. На кистях, особенно в районе пальца и на носке стопы, придётся оставить припуск ещё меньше, иначе аккуратно вывернуть будет проблематично. Но тут главное не перестараться. Слишком маленькие припуски расползутся при выворачивании и набивании детали.

Делаем надсечки на деталях, особенно в округлых местах контура.

7. Выворачиваем детали. Я использую для этого длинный пинцет. Наловчилась с ним и мне так удобнее. Я вообще, совершаю с его помощью множество операций. Универсальный и незаменимый оказался инструмент! А валялся неприкаянный у мужа в машине много лет.

Работа довольно тудоёмкая, к тому же, я шью одновременно много деталей. Поэтому включаешь любимый фильм и поехали! Красота!

8. Все детали вывернуты. Приступаем к набивке. И опять мне в помощь любимый инструмент. И фильм.

Набиваем маленькими порциями, не спеша и довольно туго. В кисти и стопы сперва проталкиваем очень маленькие комочки. Потом, выше щиколотки и запястий, уже побольше. Иначе в узком месте наполнитель встанет как пробка и ни протолкнуть, ни извлечь его без труда не получится. Особенно такой грешок я заметила за синтепоном. Любит комковаться при набивке.

9. Зашиваем все отверстия, которые мы оставляли для набивки.

10. Детали готовы к сборке.

11. Пришиваем сперва ноги. У этой модели внизу туловища, там, где мы зашивали отверстие, образовались «уголки» как у подушки. Их вдавливаем внутрь, так, чтобы промежность куклы была нормальной, узкой. В эти получившиеся ямки помещаем бедро. Прикладываем по-разному, повыше, пониже. Смотрим как лучше и фиксируем булавками. Если всё устраивает, пришиваем ногу к туловищу аккуратным потайным швом. Так же поступаем со второй ногой. Голову фиксируем в нужном положении булавками. Пришиваем.

С булавками надёжнее. Иначе, голова будет елозить и пришивать, удерживая её пальцами будет трудно.

Вот такая получилась заготовка. Ей уже придана задуманная поза.

Грудь у данной куколки получается маленькая, как у подростка. Но если хочется сделать балерину постарше, можно пришить небольшие шарики из такой же ткани. Не переборщите! Грудастых балерин не бывает! Я решила сшить девушку постарше.

Фотография, к сожалению, осталась только такая, очень извиняюсь, но понять про что я говорю можно.

12. Итак, с бюстом определились. Следующим этапом будет причёска. Лысых балерин тоже не бывает. Волосы у первых кукол я делала из искусственных трессов. Они очень непослушные и скользкие. Если у вас мало опыта с ними, только намучаетесь. У второй партии волосы из вязальных ниток. На мой взгляд, ничуть не хуже, а работать в разы легче. Можно использовать мулине, они более гладкие. Нарезаем из ниток равные отрезки. Они должны быть в два раза длиннее предполагаемой длины волос.

13. По прямому пробору кукле пришиваем волосы по 3-4 нитки, плотненько прядочка к прядочке. Пришиваем ото лба до шеи. Пришиваем и на место прикрепления головы к шее, закрывая шов.

Затем собираем волосы в два хвостика по бокам головы ниже ушей. Закрепляем хвостики прямо к голове швейными нитками под цвет наших волос. Каждый хвостик заплетаем в косичку и скрепляем на конце нитками. Отрезаем лишние торчащие кончики ниток. Затем сворачиваем косички, пряча концы ниток, в «шишки» и тоже закрепляем нитками в районе предполагаемых ушей.

14. Рисуем куколке лицо. Напоминаю, что у тряпиенсов лицо очень условное, минималистичное. Эталоном считаются на лице только глаза в виде чёрточек, без рта и носа. Хотя… Кто нам запретит?

Сперва намечаем глазки простым карандашом, затем уже аккуратно рисуем тонкой кисточкой акриловыми красками для ткани. Можно розовыми тенями для век наметить лёгкий румянец.

Шьём куклу тряпиенса балерину. Часть 2

Шьём текстильную куколку балерину. Часть 1

15. Нижнее бельё! То бишь, пардон, трусы. Куда же балерине без них? В её-то платьишке! Шьём трусики из любой тонкой ткани. У меня – искусственный шёлк. Вообще-то, трусы у балерины на самом деле являются частью пачки, как купальник и одного с ней цвета. Но это так, лирическое отступление. Обводим выкройку и вырезаем трусики с небольшими припусками по бокам и краям. Сверху не нужно.

Края вырезов для ног аккуратно подрубить меленькими стежками. Сшить один боковой шов. Надеть на куклу. Уже на ней зашить потайными стежками второй боковой шов. Натянуть повыше. Должно получиться примерно так.

16. Теперь самое интересное! Куколке надо придумать сценический костюм. Самое простое – сшить корсаж из эластичного материала. У меня бифлекс. Остался от пошива настоящих пачек. Для настоящей балерины – настоящий костюм! Сшиваем корсаж в виде трубочки и надеваем на торс куклы.

Я немного подвернула сверху и сделала бретельки из атласной ленточки бежевого цвета. Концы бретелек заправлены под край лифа. Корсаж у меня ниже талии.

17. Для украшения лифа я использовала кусочек гипюра в форме треугольника. Приколола его булавками. Верхний край заправила за вырез лифа, чтобы было аккуратнее и ничего не торчало. По краю вставки пришила ряд бисеринок. Верхний край лифа собрала в складочку. Так вырез стал красивее. Одновременно стежками прихватывала и саму куклу, пришивая лиф прямо к груди.

18. Вырезаем круг по размеру нашей будущей пачки. Используйте для этого, например, блюдце. Ширина пачки у балерин определяется примерно как длина от локтей до кончиков пальцев. Ну, это так, для ориентира… Это будет верхняя юбочка — тюник. Материал может быть любой, но лёгкий и нарядный: фатин, органза, гипюр, капрон. У меня фатин с горошком.

Посерёдке небольшая дырочка, такая, чтобы кукла с трудом влезла ногами в эту юбку. Надеваем.

Для удобства нижний край корсажа отворачиваем наверх. Оставляем юбку пока так.

19. Делаем нижнюю юбку. Настоящая пачка состоит из нескольких слоёв-юбок. Но мы обойдёмся одной, иначе сооружение будет очень громоздкое и совсем уж не изящное. У нас всё-таки кукла. Берём полоску фатина, лучше средней жёсткости, произвольной длины. Чем длиннее, тем пышнее, но примерно 50-60 см. Ширина должна быть вдвое больше расстояния от края тюника до отверстия посередине. Полоску складываем вдоль пополам и присбориваем иголкой на нитку.

Шьём тело куклы тряпиенс

20. Прикрепляем сборку в виде юбочки под первой юбкой на куклу. Для удобства переворачиваем куклу вверх ногами. Сшивать края юбки не надо, просто закрепим внахлёст. Затягиваем и закрепляем нитку.

Юбка пачки должна быть не на талии, а ниже. Примерно на середине бедра, там, где у нас прощупываются косточки таза. Там и пришиваем юбку. Снизу.

21. Опускаем нижнюю пышную юбку к ногам. Сверху расправляем наш тюник. Его тоже прижимаем руками к ножкам куклы. Расправляем нижний край корсажа и прикрываем им отверстие тюника. Закрепляем булавками.

22. Пришиваем очень мелкими стежками к юбкам.

23. Юбочка почти готова! Но настоящая пачка не разлетается на слои. Она остаётся плоской потому, что её специальным образом простёгивают. Мы тоже изобразим нечто такое. Для этого я взяла пайетки и бисер. Примерно на равном расстоянии я пришила пайетки по всему краю юбки. При этом захватывала насквозь все слои, включая попавшиеся складки. Лучше это делать снизу, так юбочка получится ровной, не обвислой. Для этого переворачиваем куклу вверх ногами. Неудобно, но зато аккуратнее.

Каждую пайетку я пришивала отдельно одним стежком, завязывая снизу отдельный узелок.

Почему я пришивала каждую пайетку отдельным швом, а не одной целой ниткой? Всё очень просто. Изделие у нас маленькое и в отличие от настоящей толстой пачки эту самую нитку будет очень хорошо видно. Она испортит всё впечатление от работы и юбка будет выглядеть грубо. Лучше немного повозиться, но зато приятнее будет такую куколку подарить. Обрезаем по контуру верхней юбочки торчащие края пачки, выравнивая круг.

Куколкам из первой партии, для хореографов я изгалялась и закладывала нижнюю юбку специальными складками. Выглядел этот процесс приблизительно так. Закладываем складку вдвое шире нужной нам.

Затем её ещё раз складываем в том же направлении, внутрь.

Закрепляем булавкой и закладываем следующую складку опять подворачивая два раза.

МК Восточная красавица. Часть 1.

Таким образом собираем всю полоску фатина. Должно получиться так.

А теперь уже эти складки присобрать на нитку, затянуть и сформировать нижнюю юбку, как я объясняла выше. Такую пачку делать сложнее, юбочка выглядит погрубее, особенно в месте прикрепления к туловищу куколки, нужно мудрить с пришиванием, но если есть желание, попробуйте.

Наш костюм почти готов! Теперь самое главное, без чего балерина – не балерина.

23. Пуанты! Их мы будем делать из красивой гладкой ткани. У меня атлас бежевого цвета и такие же ленты шириной 2мм. Обводим и вырезаем две детали с припусками примерно 3 мм.

24. Очень мелкими и аккуратными стежками подрубаем вырез туфельки. Если ткань очень осыпается, можно слегка подпалить край с изнанки. Не сожгите!

25. Сшиваем боковой шов туфелек. Выворачиваем.

26. Формируем «стакан» пуанта. Для этого полосочку бумаги наматываем довольно туго на носочек стопы. Немного фиксируем бумагу клеем ПВА.

27. Надеваем на ножку пуант. При этом под пяточку располагаем ленточку.

Натягиваем на пяточку туфельку. Это может быть довольно сложно, ткань по ткани плохо скользит. Но надо натянуть хорошо. Тут же на пятке по вырезу фиксируем булавкой, чтобы не соскочило. Затем пришиваем туфельку к ноге по вырезу незаметными стежками, прихватывая одновременно ленточки.

28. Завязываем ленточки как можно менее заметным узелком, как у настоящих балерин. Кончики коротко обрезаем и осторожно припаливаем.

Вот такая ножка получилась. Шикарный подъём!

29. Последний штрих для завершения образа. Украшения! Сделаем диадему. Я взяла три бусинки под жемчуг и закрепила их наподобие короны.

Но на самом деле, тут фантазия не знает границ и украсить свою куколку можно чем угодно: стразами, розочками, мелкими бантиками. Главное, чтобы куколка была милой и неповторимой! Удачи!

Игрушка в коляску: на прогулку весело и с пользой!

а вот чуть измененный вариант 🙂

В ожидании внука идея очень понравилась, только не совсем поняла куда крепить эту игрушку?

Добавить комментарий