Мастер-класс Учимся работать с сухим фарфором делаем отливку

Учимся работать с сухим фарфором: делаем отливку

Совершенно безвредный порошок для ослепительно белых отливок с имитацией керамики. Без запаха, без химии, без проблем. Отливка получается в течении 30 минут. Порошок смешивается с водой в соотношении 1:3. Полное высыхание отливки 3-4 часа, но процесс сушки можно ускорить с помощью фена, строительного фена, духовки или микроволновки. Данная смесь не боится высокотемпературного воздействия, не трескается и не становится более хрупкой.
Отливки получаюся жесткими, не ломкими и очень легкими.
После высыхания отливка прекрасно окрашивается любыми красками, жидкими поталями, спиртовыми морилками и так далее.

Шкатулка. Используем насадки для торта. ХоббиМаркет

4 t u

Related Books

Free with a 30 day trial from Scribd

Related Audiobooks

Free with a 30 day trial from Scribd

  • 6 Comments
  • 0 Likes
  • Statistics
  • Notes

Вакула Галина. Молды в декупаже

Login to see the comments

Мастер-класс по надглазурной росписи фарфора от члена СХР Елены Красновой.

Be the first to like this

Делаем матричные фигуры для силиконовых форм ХоббиМаркет

  1. 1. И з д а т е л ь с т в о « А с т р е л ь » ® класс 44 О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова
  2. 2. О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова Учебник Астрель Москва 2022 ® Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации
  3. 3. УДК 373:62 ББК 3я721 У34 Комплект учебников для начальной школы «Планета знаний» издаётся под общей редакцией И.А. Петровой Официальные рецензенты: Российская академия наук Российская академия образования Условные обозначения Основная часть Вариативная часть Работа в паре Творческие задания Задания по выбору Поиск информации Интеллектуальный марафон Коллективная работа © Узорова О.В., Нефёдова Е.А., 2022 © Разработка структуры учебника и типовых заданий под руководством Петровой И.А., 2022 © ООО «Издательство Астрель», 2022
  4. 4. Дорогой друг! В этом учебном году тебя ожидают новые откры- тия, смелые эксперименты и другие интересные собы- тия. Перед тобой откроются тайны новых материалов для творчества, ты будешь совершенствовать своё мас- терство и сможешь создавать удивительные полезные и красивые поделки, украшающие и оживляющие быт. Ты продолжишь своё знакомство с компьютером, узнаешь ещё больше о работе на нём, познакомишь- ся с сетью Интернет, научишься находить полезную информацию с помощью компьютера. Ты узнаешь о том, как на Земле появились про- фессии и какие изменения они претерпевают в наши дни. Каждое умение, полученное тобой в жизни и учёбе, может пригодиться для целого ряда профес- сий. Возможно, изучение технологии поможет тебе в выборе профессии в дальнейшей жизни.
  5. 5. ТИПОГРАФСКИЕ РАБОТЫ Памятный фотоальбом. Рабочий органайзер. • • ГОРОД ВОЗДУШНЫХ ПОТОКОВ Что такое ветроуказатель. Проводим эксперимент: как узнать силу и направление ветра. Делаем флюгер и вертушку. • • • ГОРОД ИСПЫТАТЕЛЕЙ Испытываем бумажную вертушку-верто- лётик. Делаем пуговичную вертушку и проверя- ем её в действии. • • ВЕСЁЛАЯ ТОПОГРАФИЯ Учимся мастерить рельеф из салфеточ- ной массы. • 4
  6. 6. ГОРОД АРХИТЕКТОРОВ Участвуем в эксперименте: как рёбра жёсткости укрепляют мост. Учимся выравнивать по отвесу. • • ГОРОД ЗОДЧИХ Изготавливаем деревянный макет колод- ца из спичек. Участвуем в строительстве макета рус- ской деревни. • • ГОРОД БУДУЩЕГО Придумываем вместе макет города бу- дущего. • 5
  7. 7. МИР ПРОФЕССИЙ Ты уже знаешь, что такое профессия. Профессия — это род трудовой деятельности, занятие, требующее оп- ределённой подготовки. Как правило, профессия человека становится источником его доходов. Сейчас ты учишься в школе, твоя главная обязан- ность — учиться, получать знания, быть прилежным учени- ком. Вскоре тебе предстоит выбрать и освоить интересную и нужную профессию, какую — ты обязательно решишь сам. Существует великое множество профессий, каждая из них достойна и важна по-своему. На уроках технологии ты узнаешь о некоторых из них подробнее. 1. Чем профессия отличается от хобби? 2. Как ты думаешь, ученик — это профессия? Объясни свой ответ.
  8. 8. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИЙ Многие профессии взаимосвязаны друг с другом. На- пример, при строительстве здания вместе работают люди разных профессий: архитекторы, инженеры, конструкторы, бухгалтеры, сметчики, программисты, бульдозеристы, кра- новщики, монтажники, сварщики, строители, технологи и другие. 3. Узнай, чем занимаются: а) монтажники; б) технологи; в) бух- галтеры. 4. Как ты думаешь, люди каких профессий объединяются, чтобы создать телевизионную программу?
  9. 9. 8 Типографская продукция очень разнообразна. Для изготов- ления подарков выбирают необычные решения, оригинальные идеи. Но самый дорогой подарок — сделанный своими ру- ками. Ты уже немного знаком с переплётными работами, по- этому тебе несложно будет смастерить бумажные сувениры. ПАМЯТНЫЙ ФОТОАЛЬБОМ Самые яркие моменты твоей жизни лучше запомнятся, если сфотографировать их. Ты учишься в начальной шко- ле последний год. Чтобы сохранить память об этой весё- лой школьной поре, лучше сразу сделать памятный фото- альбом, куда ты будешь помещать хроники своей учёбы. До изобретения прозрачных файлов для фотографий их за- крепляли в прорезях. Сделай такой альбом своими руками. 1. Возьми листы двухстороннего цветного картона. Про- бей по одному краю две дырочки с помощью дыроко- ла в одном и том же месте на каждом листе. Листы в дырокол вставляй ровно. (При работе с дыроколом будь внимателен и аккуратен!) 1. Как ты думаешь, люди каких профессий принимают участие в подготовке и производстве подарочной открытки?
  10. 10. 9 2. Чтобы сделать шаблон, обведи фотографию, приложив её к листу картона. Отступи с каждого края по 1,5 см по обеим сторонам, соедини отмеченные точки попарно, как показано на рисунке. Вырежи шаблон. 3. Приложи шаблон к листу фотоальбома, прочерти 4 на- клонные черты по срезанным краям. На подкладной доске по линейке сделай канцелярским ножом прорези по на- мётке. Чтобы использовать обе стороны листа, переверни картон и сделай прорези для фото так, чтобы они распо- лагались не ближе, чем 3 см к уже имеющимся прорезям. 4. Вставь фотографии в прорези, сделай под фото интерес- ные надписи. Один из листов сделай обложкой фотоальбо- ма. Изготовь несколько листов с прорезями для новых фото. 5. Собери все листы по порядку. Вдень в дырочки от дырокола красивую ленточку и завяжи концы на бант или вставь кольца от брелока, чтобы можно было перелис- тывать страницы. Можешь также воспользоваться готовой канцелярской папкой с кольцами. СДЕЛАЙ САМ Рабочий органайзер* Сделай органайзер из любого блокнота, можно из са- модельного, — вклей календарь, запиши самые нужные телефоны, проставь на свободных страницах даты. На листках с соответствующими датами запиши события, важ- ные для тебя — дни рождения друзей, дни контрольных, к которым надо подготовиться, время каникул. Планируй свою жизнь, тогда ты будешь всё успевать, и у тебя ос- вободится больше свободного времени. 1. Почему неудобно просто вклеивать фотографии в фото- альбом? 2. Чем лучше скреплять листы фотоальбома, чтобы легче было добавлять новые листы?
  11. 11. 10 Мы часто говорим, что ветер дует сильный или сла- бый. Ветер — это поток воздуха, двигающийся в гори- зонтальном направлении. А как на самом деле измеряют силу и направление ветра? Метеорологов* для предсказа- ния погоды интересует направление, откуда дует ветер, а работникам аэропортов и пилотам важно, куда дует ветер, поэтому различают два вида направления ветра — метео- рологическое и аэронавигационное*. ВЕТРОУКАЗАТЕЛЬ Ветровой конус, или ветровой рукав, служит для опреде- ления силы и направления ветра у земли. Такой ветроука- затель можно увидеть в аэропорту. Это устройство в виде матерчатого сужающегося конуса-рукава яркой расцветки, закреплённого на вращающемся шесте. Узкий конец ко- нуса указывает, куда дует ветер. О скорости ветра мож- но судить по натяжению конуса. При слабом ветре ткань провисает, а при сильном полотнище ветроуказателя натя- гивается горизонтально. В старину для этой же цели использовали небольшой тканевый флажок на шесте. На мачтах парусных кораблей в штиль флаг висел как плеть, но гордо реял на ветру. 1. Для кого в аэропорту установлены ветроуказатели — для пилотов или пассажиров? Поясни свой ответ. 2. Ветроуказатель иногда называют «ветровой мешок», «кол- дун» или «носок». Как ты думаешь, почему?
  12. 12. 11 Проведи эксперимент Поднеси к включённому вентилятору флажок, тканевый платок, тканевую ленту, бумажную ленту, нить. Что из этих предметов наиболее наглядно показывает силу и на- правление ветра? ФЛЮГЕР Флюгер — это прибор для определения направления ветра. На вертикальной оси закрепляют жёсткую пласти- ну-стрелу, которая поворачивается под воздействием ветра. Хвостовая часть флюгера направлена в сторону, из кото- рой дует ветер. Прибор вращается так легко, что даже малейшего дуновения ветерка достаточно, чтобы флюгер развернулся по ветру. Таким же образом флюгер показы- вает преимущественное направление ветра, силу ветра он не укажет. 3. Сравни свойства флюгера и ветроуказателя. Какие у каждого из них преимущества и недостатки? Какой прибор нагляднее измеряет скорость воздушного потока?
  13. 13. 12 ВЕРТУШКА Чтобы флюгер показывал ещё и силу ветра, его иног- да оснащают вертушкой, вращающейся от порывов ветра как крылья мельницы. Вертушка как детская забава давно известна на Руси. Сделай её и ты. Последовательность изготовления флюгера 1. Сложи квадратный лист бумаги по диагоналям, что- бы найти середину листа. Надрежь бумагу по углам, не прорезая до середины. 2. Возьми за любой уголок и отогни его к центру. То же самое сделай с остальными уголками. В центре закре- пи их проволокой и бусинами. Проткни середину вертушки шилом так, чтобы одновременно проткнулись и все лепестки 1. Название ветров связано с их силой. Прочитай в спра- вочной литературе, какой из ветров самый сильный: бриз, бу- ря, шторм, ураган, тайфун? 2. При охоте на животное с острым нюхом охотники под- ходят к нему с подветренной стороны. Как ты можешь это объяснить?
  14. 14. 13 в центре. Через отверстие просунь кончик проволоки и нанижи на него первую бусинку. Загни маленький кон- чик проволоки за бусинку, чтобы он не мешался. Лицевая часть вертушки готова. 3. На задней части вертушки нанижи на проволоку вторую бусинку, а оставшуюся часть проволоки накрути на деревянную шпажку. Эта бусинка нужна для того чтобы, когда вертушка будет крутиться, она не задевала палочку. ПРИДУМАЙ И СДЕЛАЙ Сделай игрушку с несколькими вертуш- ками. Расположи их на деревянной шпажке одна над другой. Закрепи шпажки крест-накрест и прикре- пи несколько разноцветных вертушек. Сделай вертушку, используя вместо бума- ги прочный пластик от бутылки. 1. Наши предки использовали свой указа- тельный палец, чтобы проверить направле- ние ветра. Палец смачивали и выставляли его вверх. Вла- га с кожи пальца испарялась из-за потока проносящегося рядом воздуха, поэтому с той стороны, откуда дует ветер, палец ощущает прохладу, которая обусловлена повышенной скоростью испарения. Как ты думаешь, годится ли такой метод при большой влажности, при сильной жаре или хо- лоде? Объясни свой ответ. 2. Человек издавна использует силу ветра для полезных дел. Например, люди придумали ветряные мельницы, где прирученный ветер раскручивал их крылья и молол зерно на муку. В наши дни существуют ветряные электростан- ции — ветер раскручивает могучие лопасти и вырабатыва- ет электричество. Какое ещё применение можно найти си- ле ветра?
  15. 15. 14 Даже наши бабушки и дедушки в детстве любили иг- рать с двигающимися игрушками. Простейшие подвижные игрушки можно легко сделать самому. Сегодня мы рас- смотрим принцип действия некоторых из них. БУМАЖНАЯ ВЕРТУШКА-ВЕРТОЛЁТИК Последовательность изготовления поделки 1. Возьми лист бумаги размером 14 на 3 см. Сделай сверху надрез вниз к центру длиной 6 см, отогни крылья, как показано на рисунке. 2. В центре нижней кромки прикрепи скрепку как гру- зик. Сбрось вертушку с высоты и понаблюдай за ней. ПУГОВИЧНАЯ ВЕРТУШКА Последовательность изготовления механической иг- рушки на основе пуговицы 1. Вдень в большую пуговицу от пальто толстую нить длиной 70 см в обе дырочки и завяжи концы. 2. Возьми нить за концы, как показано на рисунке, и закрути пуговицу на нити снизу вверх от себя.
  16. 16. 15 3. Сводя и раздвигая руки, ты приведёшь вращающую- ся пуговицу в движение. Она будет закручиваться туда-сю- да с большой скоростью, издавая жужжащий звук. Будь осторожен, не подноси пуговицу близко к лицу и хрупким вещам, так как её скорость очень большая, и она мо- жет тебя поцарапать. ВОЛШЕБНЫЙ ЦВЕТОК Последовательность изготовления поделки из цвет- ной бумаги 1. Вырежи цветок с крупными лепестками из цветной бумаги, нарисуй в серединке забавное насекомое и сложи лепестки цветка вместе, как показано на рисунке. 2. Аккуратно опусти цветок на воду и убедись, что его лепестки медленно раскроются. 1. На что опираются лопасти во время полёта вертушки-вер- толётика? 2. Если вместо пуговицы использовать диск с зубьями, мож- но ли будет «распилить» лист бумаги, как пилой? 3. Прообразом пуговичной вертушки была деревенская дет- ская игрушка, изготовленная из хрящевой кости свиньи и протянутой сквозь неё связанной кольцом веревки. Называли её жужжалка, фурфалка, дзюба, фуркалка. За что игрушка получила такие названия? •
  17. 17. 16 Если ты поднимешься в воздух на самолёте, то уви- дишь внизу горы и долины, впадины и хребты. Раньше, для того чтобы ориентироваться в пространстве, зарисо- вывали пройденный путь или делали объёмные макеты зе- мель. Сегодня составители карт — топографы создают точные карты местности на основе фотографий, сделанных с борта самолёта и из космоса. Ты уже знаком с салфеточной массой для лепки. С её помощью ты как настоящий топограф сможешь создать макет рельефа земли. ГОРЫ И РАВНИНЫ Последовательность изготовления рельефа из салфе- точной массы на основе бумажных конусов Любая возвышенность — гора, холм или вулкан от- далённо напоминает конус. 1. С помощью циркуля начерти несколько окружностей разного размера. 2. По линейке начерти от центра окружности две черты, как показано на рисунке. Вырежи полученный сектор, по- хожий на кусок пирога, оставив припуск на склейку. 1. Для чего были нужны топографические карты во время войны? А в мирное время?
  18. 18. 17 3. Поэкспериментируй, как размер сектора связан с ви- дом конуса, и сделай холмы и горы. Низ конусов нарежь бахромой. 4. На картонную основу наклей конусы. Выложи на них салфеточную массу для лепки и сформируй земной рель- еф. Раскрась полученный макет. 5. Составьте ваши части рельефа вместе, чтобы полу- чить большой макет местности. В каком случае из круга нужно будет вырезать сектор большего размера — при создании остроконечной горы или пологой? 1. Почему плоские карты более распространены, чем объём- ные макеты? 2. Современные компьютерные программы позволяют увидеть подробные объёмные карты местности на экране монитора. Как ты думаешь, представителям каких профессий это помога- ет в работе? •
  19. 19. 18 Принципы архитектуры «Польза — Прочность — Кра- сота» были заложены ещё в Древнем Риме. С архи- текторами работает команда инженеров, производящих необходимые расчёты, а их замыслы воплощают строи- тели. Отдельные здания, мосты, общественные комплексы и целые посёлки и города проектируют и создают сна- чала в виде эскизов и макетов, а затем воплощают в жизнь. МОСТ Мост — одно из древнейших инженерных изобрете- ний человечества. Мосты возникли в глубокой древности, например, это перекинутое через ручей бревно. В таком случае мост опирается только на берега. Более слож- ная конструкция моста предусматривает большее число опор. Проводим эксперимент 1. Проложи мост-линейку между двумя стопками учеб- ников. Постепенно раздвигай учебники, увеличивая нагрузку на мост. Вскоре мост начнёт прогибаться. Подставь опору в середине моста. Как это помогло удержать мост? 1. Какие знаменитые мосты и башни мира ты знаешь? 2. Когда по мосту проходит большое количество солдат, им не разрешают ходить в ногу. Почему?
  20. 20. 19 2. Положи вместо линейки стандартный лист бумаги. Попробуй класть на бумажный мостик различные мелкие предметы. Малейшая нагрузка — и лист, прогибаясь, па- дает. Как его укрепить? Сложи бумагу гармошкой и пов- тори эксперимент. Как рёбра жёсткости укрепили мост? Сколько лишних опор появилось у моста? • ПИЗАНСКАЯ БАШНЯ В итальянском городе Пиза уже 6 ве- ков стоит необычная башня — колоколь- ня католического собора. Она получила название «Падающая башня» благодаря тому, что сильно наклонена и как бы «падает». Ошибка в расчётах при строи- тельстве принесла башне мировую извест- ность. Её высота 55,86 м от земли на самой низкой стороне и 56,7 м на самой высокой. Башня имеет 294 сту- пеньки. 3. Как проверить горизонтальность поверхности, используя блюдце с водой? 4. Знаменитый учёный Галилео Галилей использовал Пизанскую башню для своих опытов, сбрасывая с неё объекты разной формы и веса и описывая их падение. Почему Галилей ис- пользовал именно эту башню? •
  21. 21. 20 ВЫРАВНИВАНИЕ ПО ОТВЕСУ Чтобы избежать наклона при строительстве и выдер- жать вертикаль, применяют инструмент «отвес» — специ- альное приспособление, состоящее из тонкой нити и гру- зика на её конце. Отвес позволяет судить о правильном вертикальном положении. Под действием силы тяжести* нить вытягивается по вертикальной (отвесной) линии. Если под рукой нет готового инструмента, его легко изготовить самому. 1. Привяжи к нити гайку, шайбу или винтик. 2. Проверь по отвесу вертикальность различных предме- тов в классе. 3. Возьми стандартный лист бумаги и сверни его в ру- лон. Поставь рулон на стол и проверь по отвесу верти- кальность его стен. Что нужно сделать, чтобы стены это- го цилиндра стали наклонными, как у Пизанской башни? Возможно ли это? А если поставить башню на наклонную поверхность? 4. Склей рулон по вертикали, чтобы получилась трубка. Слегка сплюсни один из её концов и срежь ножницами часть трубки наискосок, как показано на рисунке. Пос- тавь трубку снова на стол. Что изменилось? Почему баш- ня стала наклонной? Проверь наклон по отвесу. 5. Разрежь боковую стенку по шву и посмотри на край бумажной выкройки. Что с ней произошло?
  22. 22. 21 ПИЗАНСКАЯ БАШНЯ Последовательность изготовления поделки из бумаги Для постройки наклонной башни, как мы убедились, прямоугольная выкройка не подходит. Вырежи детали для строительства башни и собери её по схеме, учитывая при- пуски на швы. Проверь кривизну получившейся башни по отвесу. Как развитие компьютерной графики облегчает работу ар- хитекторов? 1. Чем башня как инженерное сооружение отличается от других строений, например, от небоскрёбов? 2. Вспомните и назовите башни Московского Кремля. Кто из вас назвал больше? •
  23. 23. 22 Что означает срубить избу? В старину на Руси избы, бани и башни деревянных кремлей собирались из обра- ботанных топором брёвен. Сруб — стены рубленого дере- вянного сооружения. Брёвна укладывались одно на другое для образования стен, а в углах соединялись специальным образом. Один ряд сруба называли венцом, а пазы, вы- рубленные на нижней стороне каждого бревна, смыкали углы и венцы. Первый (окладной) венец клали из более толстых брёвен. Архитекторов, занимающихся деревянными постройками, называли зодчими. 1. Какие пословицы и поговорки об избе ты знаешь? 2. В каких сказках упоминается избушка на курьих ножках?
  24. 24. 23 КОЛОДЕЦ Макет из спичек В каждой деревне колодец был не только источником чистой воды, но и местом, где люди встречались и об- щались, т. е. своеобразным культурным центром. Воссоздай быт старинной деревни и ты. Для работы тебе понадобятся: картон, обыкновенные спички и клей. 1. Пол и потолок (крыша). На картонной платформе при помощи клея ПВА собери и склей «коврик» из спи- чек. Приклеивай спички друг к другу так, чтобы их голо- вки смотрели в разные стороны (в шахматном порядке), или используй спички без головок. Ширина пола должна быть равна длине спички. По этой же технологии склей потолок (крышу), но его надо приклеивать не к картону, а к двум парал- лельно положенным спичкам, чтобы получилась отдельная деталь. 3. Какие пословицы о колодце ты знаешь? 4. Объясни смысл высказывания «Спички детям не игруш- ка». 5. Сформулируй правила противопожарной безопасности при работе со спичками. 6. Назови телефон вызова пожарной команды.
  25. 25. 24 2. Стены. Чтобы возвести стены, приклей две спички к полу перпендикулярно остальным спичкам, на края «ков- рика», параллельно друг другу. Головки спичек направь в разные стороны. Следующие две спички приклей перпен- дикулярно предыдущим по краям постройки. У тебя дол- жен получиться квадрат, в котором спичечные головки вы- ступают наружу из его торцов. Следующий слой спичек приклеивай на предыдущий по тому же принципу. Одну за другой приклеивай спички до тех пор, пока стены ко- лодца не наберут нужную высоту. Головки спичек колодца должны располагаться по кругу. К каждому углу колодца с внутренней стороны вертикально приклей по спичке (го- ловками вверх). Сборка. Прикрепи крышу к основанию. На четыре вер- тикально стоящих по углам стен спички нанеси по капель- ке клея и аккуратно опусти сверху крышу. Можешь по- фантазировать и придумать крышу другой формы. 1. Объясни смысл пословицы «Не плюй в колодец — при- годится воды напиться».
  26. 26. 25 СДЕЛАЙ САМ Макет русской деревни Можно, конечно, построить домики и другие постройки из бумаги, а потом оклеить их спичками, чтобы имитиро- вать деревянное зодчество, но поделки из спичек, похо- жих на брёвна, смотрятся гораздо лучше. Продумай, как на основе технологии построения колодца смастерить домик, терем, колокольню. Для этих построек тебе понадобится делать ещё и потолок. Придумай, как можно обозначить двери, окна, как сделать пристройку, балкончик или навес. Дополни деревню подсобными помещениями, заборчиком. 1. Как придать постройкам национальный колорит? 2. Сделай макет: а) колодца; б) домика из зубочисток. Края зубочисток обрежь канцелярским ножом. Как ты дума- ешь, мастерить из зубочисток легче, чем из спичек? Почему? 3. Почему в макетах между рядами спичек получаются ще- ли, а в настоящей деревянной избе их нет? • •
  27. 27. 26 Задумывался ли ты, как будут выглядеть города буду- щего? Какими станут дома, транспорт, дороги? Какие про- фессии будут наиболее востребованы в будущем? Какие новые профессии потребуется осваивать человеку? Пофан- тазируй и придумай свой макет города будущего. Современная архитектура 1. Как при строительстве настоящих городов учитывается рельеф местности? 2. Как в городе будущего будут измерять силу и направле- ние ветра? 3. Если бы ты попал в город будущего, кем бы ты захо- тел стать?
  28. 28. 27 МЕГАПОЛИС* Часто новое — это хорошо забытое старое. В наши дни люди всё чаще вспоминают о ценности всего, сде- ланного вручную, по старинным технологиям. Поэтому в городе будущего, кроме достижений науки и техники, обя- зательно останутся островки самобытного творчества — своеобразные музеи старины. Рядом с небоскрёбами мо- жет примоститься бревенчатая избушка, а по улице среди фантастических машин могут мелькать самоходные тележки. Работа по рядам Пусть каждый ряд соберёт макет одного из райо- нов города будущего. Договоритесь с товарищами, кто из членов команды делает какой объект. Для изготовления сложных объектов можно объединиться в небольшие груп- пы. Продумайте, что вам нужно для работы. Создайте рель- еф поверхности, на которой будет располагаться город. 4. Из каких материалов будут строить дома в будущем? 5. Какие необычные постройки мира ты знаешь? 6. Какие механические приспособления останутся в будущем на службе у человека?
  29. 29. 28 Выбери задание и сделай поделку. Проверь: удаётся ли тебе поддерживать порядок во вре- мя работы; соблюдать технику безопасности; намечать последо- вательность работы. 1. Необычные вертушки Смастери необычную воздушную вертушку, взяв за ос- нову круг, треугольник, шестиугольник. 2. Фокусы на воде Сделай по выкройкам из рабочей тетради цветок с Дюймовочкой, кувшинку с лягушкой, ракету с иноплане- тянином. Сложи лепестки по пунктирным линиям и пусти поделки на воду. Устрой с друзьями соревнование — чья поделка раньше раскроется или попроси друзей угадать, кто «живёт» в твоей поделке. • •
  30. 30. 29 3. Знаменитое архитектурное сооружение Сделай бумажный макет известного архитектурного со- оружения — башни или моста. 4. Домик для героя мультфильма Построй из спичек домик для любимого героя мульт- фильма. Как ты должен украсить домик, чтобы ему пон- равилось в нём жить? Оцени аккуратность выполнения работы. Были ли у тебя ошибки? Как их можно исправить? Какие приёмы стоит отра- ботать? •
  31. 31. РАЧИТЕЛЬНЫЙ ХОЗЯИН Учимся экономить природные ресурсы. Чисто не там, где метут, а там, где не сорят. • • СТУДИЯ ЗДОРОВЬЯ Что такое здоровое питание. Учимся соблюдать режим дня. • • ГОРОД СКУЛЬПТОРОВ Начинаем работать с гипсом. Изготавливаем гипсовый подсвечник. • • 30
  32. 32. БИСЕРНАЯ УЛИЦА Плетём из бисера. Работаем со схемой. • • НОВОГОДНИЕ СЮРПРИЗЫ Игрушка из Мексики — кукла пиньята. Изготавливаем поделки из папье-маше. Плетём из бисера. • • • 31
  33. 33. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРОФЕССИЙ Сейчас в это сложно поверить, но были времена, когда ещё не было профессий. В каждой семье, в каждом хо- зяйстве люди сами выращивали хлеб и овощи, изготавли- вали ткани, посуду, инструменты, шили одежду, обеспечивая себя всем необходимым. Позже стало ясно, что у одних лучше получается делать из глины горшки, у других — ткать красивые ткани, охотиться или выделывать шкуры. 1. Как ты думаешь, почему людям стало легче жить, когда каждый стал заниматься своим делом? 2. Вспомни сказку «Петушок и бобовое зёрнышко», в кото- рой персонажи обменивались нужными для них вещами. Удо- бен ли такой обмен?
  34. 34. Накопленные людьми знания и навыки передавались из поколения в поколение. Так появились мастера своего де- ла — профессионалы. Люди стали обмениваться результа- тами труда. Зародились отдельные профессии. Люди начали обменивать один товар на другой, кото- рый им был нужен. Вскоре такой обмен стал неудобным. С появлением денег можно было купить или продать лю- бой товар. Так профессиональный труд человека стал оп- лачиваемым. С развитием общества появлялись всё новые и новые профессии. В наши дни их число продолжает расти. Б. Кустодиев. Ярмарка 3. Какие из первых профессий важны и нужны до сих пор? 4. Назовите новые профессии, которые появились в XXI веке. Придумайте, какие профессии могут появиться через 20 лет, 50 лет, 100 лет.
  35. 35. 34 * Экономика в буквальном переводе — наука о ведении хозяйства: как в каждом доме, так и в масштабах стра- ны. Изучение экономики помогает с максимальной эффек- тивностью выгодно, бережливо и экономно использовать ограниченные запасы — природные ресурсы, капиталы, трудовые резервы. В старину люди, соблюдающие законы экономики, назывались рачительными хозяевами. Ты тоже можешь помочь родителям и своей стране, поступая рачи- тельно. ЭКОНОМИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИЯ Мы каждый день пользуемся водой, электричеством, природным газом и даже не задумываемся, что запасы природных ресурсов не бесконечны. Большую часть энергии мы получаем из топлива, ис- пользуя уголь, газ и нефть, а их количество в природе ограничено. При сжигании топлива загрязняется и отравля- ется воздух. Экономя энергию, мы сохраним запасы топ- лива и уменьшим загрязнение окружающей среды. Учёные подсчитали, что человечество потребляет столько ресурсов, что это на 30% превышает способность нашей планеты восстанавливать их. Правительства многих стран мира заботятся о том, что- бы на нашей планете не загрязнялась вода, не выруба- лись бездумно леса, сохранялись природные богатства. Но этого мало. Важно, чтобы каждый человек бережно отно- сился к природным ресурсам, не расходовал их напрасно. 1. Как ты думаешь, какие природные ресурсы называются восполняемыми, а какие — невосполнимыми? Приведи примеры. 2. Можно ли мыть автомобиль в реке? Почему?
  36. 36. 35 40% населения Земли в той или иной мере испытывают нехватку воды. А ведь через неплотно закрытый, подтека- ющий кран ежедневно может вытечь целая тонна воды! Что же делать? Следуй простым правилам, и ты про- длишь жизнь нашей планете, сэкономишь деньги своей се- мьи, а возможно, даже спасёшь чью-то жизнь. ПРОСТЫЕ ПРАВИЛА ЭКОНОМИИ 1. Выключай кран, когда чистишь зубы щеткой или намыли- ваешь руки. 2. Во время приготовления пищи накрывай кастрюли крыш- кой, чтобы сократить время приготовления. 3. Не забывай выключать телевизор, компьютер и другие электрические приборы, когда ими никто не пользуется. Вовремя выключай из розетки зарядку для мобильного телефона, фотоаппарата или других электронных приборов. 4. Выходя из комнаты, выключай свет. Устраивай рабочее место возле окна, чтобы использовать солнечный свет. Сформулируй самостоятельно ещё 3 правила экономии. 3. Что мы экономим, когда утепляем окна на зиму? 4. Можно ли ставить тёплую кастрюлю в холодильник? Почему? •
  37. 37. 36 УБОРКА В ДОМЕ У хороших хозяев в доме всегда чистота и порядок. Чисто не там, где метут, а там, где не сорят. Чтобы уборка квартиры занимала как можно меньше времени, поддерживай порядок в доме. Кроме этого, тебе уже по силам многие дела, например, ты можешь помыть посуду, подмести, пропылесосить и вымыть пол, протереть пыль. Каждый день наводи порядок по очереди в одной из зон своей комнаты: на книжных полках, в игрушках, в платяном шкафу. Не храни лишние вещи — периодичес- ки устраивай проверку и избавляйся от ненужных вещей. Испорченные и никому не нужные вещи можно выкинуть, приравняв к мусору, сломанные — починить или выкинуть, хорошие, но не нужные тебе вещи надо постараться при- строить новым хозяевам. Возьми шефство над растениями в доме, регулярно по- ливай их, опрыскивай листья водой из пульверизатора, рыхли почву, ухаживай за домашними животными, следи, чтобы у них всегда была питьевая вода, не забывай да- вать им корм. 1. Какая уборка называется генеральной? Почему её так назвали? 2. Как ты помогаешь взрослым? Что входит в круг твоих обязанностей?
  38. 38. 37 Правила подметания 1. Веник для уборки должен быть слегка влажным. 2. Начинай мести из дальнего угла комнаты к двери. 3. Мети от себя, стоя на чистом полу, прижимая веник к полу, чтобы не поднимать пыль. 4. Подметай до мытья полов и до протирания пыли. 5. Сметай мусор на совок до последней соринки. 6. Храни веник прутьями вверх или вешай на крючок прутьями вниз. «ДОМОВУШКА» Последовательность изготовления сувенирного веника В старину веник считался символом счастья и благо- получия в доме, а также — оберегом, защищающим дом от нечистой силы. Сувенирный веник — «домовушка» может стать симво- лом чистоты и аккуратности в вашем доме. Декорируй самостоятельно сувенирный веничек (домовушку) для украшения дома. Сделай петлю из ленты, чтобы вешать его на стену. Придумай сам, какие качества придают венику твои украшения. 3. Экономя бумагу, ты сохраняешь леса. Экономя электро- энергию, ты сохраняешь газ, нефть и уголь. А что ты спаса- ешь, экономно расходуя: а) воду; б) пищу; в) деньги? •
  39. 39. 38 Самым ценным для человека является его здоровье. Что- бы не болеть, нужно соблюдать режим дня, гигиену труда и отдыха, делать зарядку, соблюдать личную гигиену, правиль- но питаться, не заводить вредных привычек — то есть вести здоровый образ жизни. ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ Древние люди говорили: в здоровом теле — здоровый дух. В продуктах питания содержатся вещества, необходи- мые для чёткой и слаженной работы организма. Здоровая пища содержит весь блок полезных веществ. Врачи-дието- логи уже давно составили списки продуктов, необходимых для роста и здоровья детей, и ты их хорошо знаешь. Вкусные, но вредные чипсы, газированные сладкие на- питки, полуфабрикаты и фастфуд* наносят непоправимый вред растущему организму. РЕЖИМ ПИТАНИЯ Соблюдая режим питания, ты помогаешь своему ор- ганизму правильно усваивать всю принятую пищу. Чтобы чувствовать себя здоровым, ты должен приучить свой ор- ганизм принимать пищу в определённое время суток, тог- да он будет готов её усвоить. Важно не только качество пищи, но и её количество. Переедая или недоедая, мы подрываем своё здоровье. 1. Назови 10 полезных продуктов и 10 вредных. 2. Можно ли питаться только одним любимым продуктом, даже если он из категории полезных? Чем это опасно? 3. Полезны ли перекусы между основными приёмами пищи? Почему?
  40. 40. 39 Составь примерное меню для пятиразового питания, вклю- чающего в себя жидкость, белки, углеводы, жиры, витамины и минеральные вещества. Выбери блюда и продукты, подходящие для каждого из приёмов пищи. Объясни свой выбор. РЕЖИМ ДНЯ Очень важно для здоровья соблюдать правильный ре- жим работы, сна и отдыха. Сравни свой образ жизни с рекомендованным врачами для детей твоего возраста. Подъём 7:00 Утренняя гимнастика, умывание, одевание, уборка постели 7:00–7:30 Завтрак 7:30–7:50 Дорога в школу 7:50–8:20 Учебные занятия в школе 8:30–12:30 Дорога из школы 12:30–13:00 Обед 13:00–13:30 Отдых 13:30–14:30 Прогулка на воздухе 14:30–16:30 Приготовление уроков 16:30–18:00 Прогулка на воздухе 18:00–19:00 Ужин, свободное время 19:00–20:30 Вечерний туалет 20:30–21:00 Сон 21:00–7:00 •
  41. 41. 40 ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА Личная гигиена — это не только уход за своим телом и содержание его в чистоте, это ещё и поддержание чис- тоты жилища и чистоты воздуха в нём, уход за одеждой и постельными принадлежностями, создание нормальных условий для сна и отдыха. Соблюдая личную гигиену, ты станешь не только опрятным, чистоплотным и привлекательным внешне, но и здоровым. Гигиена быта 1. При проветривании загрязнённость воз- духа снижается в 3—5 раз. Проветривай жи- лище не менее 3-х раз в день (утром, во время уборки и перед сном) продолжитель- ностью не менее 30 минут. 2. Производи уборку влажным способом (влажной тряпкой, щёткой) или с помощью пылесоса. Сухое подметание приводит к подъёму в воздух большого количества пыли и микробов. В пыли обитают пылевые кле- щи — источники аллергии, снижающие иммунитет. 3. Вытирай ноги при входе в помещение и дома пере- одевай сменную обувь. Снимай верхнюю одежду и пере- одевайся в домашнюю. Верхнюю одежду очисти от пы- ли и грязи щёткой и повесь на вешалку или в шкаф. 4. Не садись и не ложись на кровать в верхней одежде, не сняв обувь. Меняй постельные принадлежности (просты- ни, пододеяльники и верхние наволочки) не реже 1 раза в две недели. Накопление загрязнений пылью и микроорганиз- мами в белье за 6 дней носки достигает 4—5% его веса. 5. Меняй нательное бельё каждый день. 1. Перечисли известные тебе правила личной гигиены. 2. Можно ли делиться предметами личной гигиены (расчёс- ка, зубная щётка и пр.)? Почему?
  42. 42. 41 РЕЦЕПТЫ ЗДОРОВЬЯ Очень полезно принимать ванны с отваром целебных растений. Ванны с ромашкой, крапивой, липой и мятой успокаивают нервную систему, а с хвоей и полевым хво- щом тонизируют и бодрят. Сделать эту процедуру краси- вой, удобной и приятной тебе поможет специальный само- дельный мешочек. МЕШОЧЕК ДЛЯ ТРАВ Последовательность изготовления 1. Вырежи из тюля или синтетической ткани-сеточки круг радиусом 15 см. В иглу с широким ушком вдень тонкий шнурок длиной 55 см. Отступая от края 3 см, прошей по кругу ткань широкими стежками швом вперёд иголку, завяжи края нитей двойным узлом. 2. Положи в середину тканевого круга 2—3 столовые ложки сухих лекарственных растений. Стяни края мешочка, потянув за шнурок. Мешочек готов. Для принятия ванн попроси взрослых помочь тебе за- лить травы в мешочке кипятком. Через 10 мин вылей от- вар в приготовленную ванну. Или просто повесь мешочек с травами на кран, пусти горячую воду так, чтобы вода лилась через мешочек. Помни, что лекарственные ванны нельзя принимать дольше 10—15 мин. 3. Какие рецепты заваривания лечебных трав знаешь ты? 4. Сколько раз в день и по сколько минут необходимо чистить зубы?
  43. 43. 42 Ты уже работал с пластичной глиной, которая во влаж- ном состоянии похожа на пластилин, а в застывшем по- добна камню. Сегодня ты познакомишься с новым мате- риалом для декоративных поделок — гипсом. В медицине гипс используют для фиксирующих твёрдых повязок, а в быту — для изготовления статуэток и прочих сувениров. С гипсом работают и скульпторы. РАБОТА С ГИПСОМ Сухой гипс похож на муку, но стоит размешать его с водой до консистенции жидкой сметаны, как он начинает нагреваться и через некоторое время застывает как ка- мень. Застывая, он полностью повторяет форму предмета, в котором он находится. Это свойство гипса используется для отливания неограниченного количества одинаковых фи- гурок по одной форме. Последовательность изготовления гипсового подсвечника В продаже есть масса наборов для творчества с формой для отливания и сухим гипсом. Ты можешь воспользоваться любым из них или сделать форму самостоятельно. Мож- но использовать детскую формочку для песочницы, силико- новую форму для выпечки, половинку сломанной игрушки. 1. Слепи из пластилина цилиндр высотой 1,5–2 см и толщиной чуть больше, чем свеча, которую ты будешь вставлять в подсвечник. Плотно прижми цилиндр к середи- не внутренней поверхности формы. Форму и пластилиновый столбик протри растительным маслом, чтобы гипс не прилип. 1. Почему гипсовый порошок и раствор нельзя выбрасывать в канализацию? 2. Как ты думаешь, почему древние греки дали минералу гипсу название «Кипящий камень»?
  44. 44. 43 2. Налей в одноразовую тарелку с высокими краями стакан холодной воды. Отмерь такое же количество гипса в сухом стакане, аккуратно всыпь порошок в воду. Тща- тельно перемешай одноразовой ложкой гипсовую массу до густоты сметаны. 3. Аккуратно перелей растворённый гипс в форму. По- могай себе кисточкой, как бы «прокрашивая» внутреннюю поверхность формы, чтобы удалить пузырьки воздуха. Раз- ровняй поверхность гипса. 4. Гипс застывает 5–10 минут. Когда гипс начнёт нагре- ваться — он застыл, его пора извлекать из формы. Пе- реверни форму и аккуратно вытряхни гипсовую подел- ку. Канцелярским ножом, если надо, соскобли неровности края отверстия для свечи. Примерь, свободно ли входит в него свеча. 5. Раскрась поделку густой гуашью и загрунтуй клеем ПВА. 3. Сравни свойства материалов (гипса и глины) в готовых изделиях и на стадиях изготовления поделок (отливание по форме и вылепливание). 4. Как ты думаешь, каким образом делают формы для от- ливания объёмных предметов? Например, как сделать отливку шара?
  45. 45. 44 Пиньята — мексиканская полая яркая игрушка из па- пье-маше, которую наполняют угощениями и сюрпризами для детей — конфетами, конфетти, орехами и т.п. Пинья- ту мастерят к празднику, подвешивают её и с завязанны- ми глазами разбивают под музыку палкой, чтобы добыть угощение. МЕКСИКАНСКАЯ КУКЛА ПИНЬЯТА Последовательность изготовления поделки из папье- маше на основе воздушного шарика 1. Надуй и завяжи воздушный шар. Поставь его в мис- ку-подставку с широким горлом. Нарви полосы газеты ши- риной примерно 2,5 см. Оклеивай верхнюю половину шара полосками газеты с помощью клея ПВА и широкой ма- лярной кисти, перекрывая края предыдущей полоски, затем переверни шар и продолжи оклеивание. Сделай 2–3 слоя. Чтобы не запутаться, можно каждый слой делать друго- го цвета. Дай слоям полностью высохнуть несколько дней. 1. Какую российскую детскую забаву напоминает игра с пи- ньятой?
  46. 46. 45 2. У тебя получился прочный бумажный кокон. Кан- целярским ножом аккуратно прорежь сверху небольшое отверстие, проколи шарик, вытащи лопнувший шарик и на- бей пиньяту конфетами. Заклей отверстие скотчем. Пере- вяжи пиньяту прочной бечёвкой крест-накрест как торт, чтобы подвешивать её, и закрепи бечёвку скотчем, чтобы не соскакивала. 3. Декорируй пиньяту по своему усмотрению. Классичес- кая пиньята в виде звезды получится, если приклеить к кокону 5 стаканчиков из-под йогурта или конусы из бу- маги: четыре по бокам и один снизу. Сверху оклей всё яркой бумагой, а к хвостикам, получившимся из стакан- чиков, прикрепи разноцветные полоски гофрированной бу- маги. 4. По правилам пиньяту подвешивают на крюк к потол- ку или на ветвь дерева на верёвку, за которую её под- нимают и опускают, чтобы сложнее было её разбить. Но если тебе жаль расставаться с красивой поделкой — ак- куратно вскрой макушку, вытряхни конфеты и используй пиньяту как элемент декора. СДЕЛАЙ САМ Придумай и сделай сам пиньяту в виде животного, пти- цы или рыбки. Ножки животному можно сделать из ру- лонов от бумажных полотенец, нарезав их края лапшой. Выпуклые глаза-пуговицы можно скатать из салфеточной массы. Добавь забавные детали — плавники, крылья, уши и бумажные полосы. 2. В Древнем Китае на празднике прихода весны в поле разбивали бумажную куклу на счастье для хорошего урожая. Как ты думаешь, чем была наполнена кукла — камнями, се- менами или бумагой? Объясни ответ.
  47. 47. 46 Бисер — это маленькие декоративные бусины с отвер- стием для нанизывания. Бисерины могут быть размером с маковое зёрнышко и намного крупнее, могут быть круглыми или, как стеклярус, состоять из трубочек. Сегодня наибо- лее распространён бисер из стекла и пластика, но бывает бисер из кости, металла, ракушек, жемчужин, драгоценных камней, дерева, керамики, бумаги и зёрен растений. Кро- ме украшений, бисер чаще всего шёл на вышивку одежды. ПЛЕТЕНИЕ ПО СХЕМЕ Ты уже работал с бисером, нанизанным на гибкую проволоку. Главные приёмы такого творчества повторяли приёмы работы с проволокой. Для более сложных, объ- ёмных и красивых работ тебе пригодится леска или тон- кая проволока и умение читать схемы для бисероплете- ния. Внимательно рассматривай рисунки, считай бисерины и следи за стрелочками, которые подскажут тебе, куда и как продевать конец лески. ЮРКАЯ ЯЩЕРКА Последовательность плетения из бисера по схеме Рассмотри внимательно схему плетения поделки. Продумай, бисер какого вида и цветов тебе понадобится. •
  48. 48. 47 На тонкую проволочку длиной 60 см нанижи 4 зелё- ные бисерины и продвинь их до середины проволоки. За- тем один конец проволоки продень через 2 бисеринки, ближайшие к противоположному концу проволоки в обрат- ном направлении. 1. У тебя получится два первых ряда бисера: в одном 2 бисерины (проволока продета лишь раз) и во втором — 2 бисерины (проволока проходит дважды). Во всех после- дующих рядах проволока всегда будет проходить дважды. 2. Теперь на любой из концов надень 1 чёрную, затем 1 зелёную и ещё 1 чёрную бисерину. Чёрные бисерин- ки — это будущие глаза ящерки. Теперь вторым концом проволоки пройди эти же 3 бисерины в противоположном направлении. Это третий ряд. Затем аналогично выполни 2 ряда по 3 зелёных бисерины. 3. На каждый из концов проволоки надень по 3 зелё- ных бисеринки и 3 коричневых, а затем проходим все, кроме последних коричневых бисерин, в обратном направ- лении. Это будущие лапки ящерки. 4. Теперь так же, как выполнял до этого головку ящер- ки, делай ряд из 2, а потом ещё один из 3 зелёных бисеринок. Дальше ряд из 4, два ряда из 3 и один ряд из 2 бисерин. Потом опять пара лапок, в каждой лапке по 3 зелёных и 3 коричневых бисеринки. 5. Далее следует 4 ряда по 2 зелёных бисерины. Про- девай, как обычно, второй отрезок проволоки через эти ряды в противоположном направлении. 6. Теперь оба конца проволоки скрути между собой и нанижи на жгут 5 зелёных бусин. Затем пройди все, кро- ме последней бусины, в обратном направлении. Обрежь лишнее и спрячь концы проволоки в ближайшие бисерины. 1. Как ты думаешь, плести из бисера с леской сложнее или легче, чем с проволокой? Почему?
  49. 49. 48 Предновогодние дни всегда приносят много радости и весёлых хлопот. Декорируй свой дом, украшай новогод- нюю ёлку, используя изученные технологии. Продумай, как ты оформишь свой дом, свою комнату к празднику? Ка- кие подарки ты приготовишь близким? ЁЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ ИЗ БИСЕРА Ёлочные украшения из бисера смотрятся очень нарядно и изысканно. Особенно хорошо смотрятся эти милые без- делушки на маленьких настольных ёлочках. Самостоятельно разберись со схемами, выбери и смастери игрушки, которые отражают твой внутренний мир, или придумай новые схемы.
  50. 50. 4949 НОВОГОДНЕЕ МЕНЮ Подумай, как можно украсить новогодний стол, что- бы на нём всё смотрелось празднично и аппетитно. Какие блюда ты обычно ешь в праздничные дни? Относятся ли они к полезной пище? Как можно сделать их более дие- тическими? Составь праздничное меню, выбирая блюда, наносящие наименьший вред организму. Винегрет Салат оливье Морс из свежих ягод, компот Газированные сладкие напитки Картофель, запечённый в духовке Жареный картофель фри Шашлык из куриных грудок Копчёная колбаса Торт с белковым кремом Торт с масляным кремом Горький шоколад Молочный шоколад 1. Какие новогодние блюда традиционно готовят в твоей семье? 2. Какие новогодние блюда народов мира ты знаешь?
  51. 51. 50 Выбери задание и сделай поделку. Проверь, сумеешь ли ты самостоятельно организовать и выполнить работу. 1. Мешочек для ароматизации дома Сшей мешочек (как для заваривания трав). Положи внутрь ароматные травы или специи — лаванду, гвоздику, корицу, высушенные апельсиновые корки. Затяни шнурок и укрась мешочек, используя известные тебе технологии. Та- кой мешочек можно положить на полки с бельём, пове- сить в платяной шкаф или разместить рядом с кроватью. 2. Гипсовый оттиск ладони Разведи гипс, вылей его в плоский пластиковый контей- нер. Смажь ладонь растительным маслом и слегка вдави её в гипс. Подожди несколько минут. Когда гипс начнёт греться, вынимай ладонь. •
  52. 52. 51 3. Новогодняя пиньята Сделай куклу из папье-маше для новогодних сюрпри- зов — конфет, мелких призов и подарков. 4. Бисерные фантазии Сделай бисерную бижутерию, фенечки, брелочки и ёлочные игрушки. Какие виды работы тебе удаются лучше? Были ли у тебя ошибки при выполнении работы? Как их можно было избежать? Какие приёмы стоит отработать? •
  53. 53. 52 ТКАЦКАЯ МАСТЕРСКАЯ Изготавливаем поделки из нитей.• ДЕЛОВОЙ МАСТЕР-КЛАСС Что такое рабочая одежда. Как должен одеваться деловой человек. Учимся гладить мужскую рубашку. • • • КУРСЫ КРОЙКИ И ШИТЬЯ Делаем выкройку. Шьём грелку на чайник. • • 52
  54. 54. 53 ГОРОД ДЖИНСОВОЙ ФАНТАЗИИ Знакомимся с видами швов. Учимся делать нарядные заплатки. Шьём сумку из джинсов. • • • ГОРОД ФЛОРИСТОВ Учимся делать цветы из ткани. Составляем чудо-букет из объёмных цветов. • • 53
  55. 55. 54 КАК МЕНЯЮТСЯ ПРОФЕССИИ Мир вокруг нас быстро меняется, появляются новые потребности общества, новые технологии, рождающие но- вые профессии. Отмирают старые, на смену одним при- ходят другие. Прошли времена, когда не все люди бы- ли грамотными (не все умели читать и писать) — и исчезла профессия писаря. Необходимая в Средние ве- ка профессия кузнеца теперь редкость, его труд прак- тически заменили машины на заводах. Для поддержа- ния телефонной связи был необходим огромный штат телефонистов, теперь же появилась мобильная связь и Интернет. Почти целый век документация на всех предприятиях велась с помощью секретарей и печатной ма- шинки, теперь их заменили операторы компьютера. Конеч- но, существуют «вечные» профессии, которые всегда бу- дут нужны и востребованы, — врач, учитель, юрист. Но и они, как и многие другие профессии, претерпевают из- менения, совершенствуются; улучшаются условия труда и инструменты. 1. Какие профессии стали редкими в наши дни? 2. Какие из традиционных профессий ещё долгое время бу- дут нужны?
  56. 56. 55 ВЫБОР ПРОФЕССИИ Проблема выбора профессии известна с давних времен. На сегодняшний день в России насчитывается более 7 ты- сяч названий профессий, а в мире их около 40 тысяч. Как сориентироваться в таком многообразии и выбрать профессию, которая будет востребованной, интересной, лю- бимой, приносящей заработок? В старину профессия пе- редавалась по наследству от отца к сыну, для некоторых сословий путь к престижным профессиям был заказан, очень редко кто-то мог вырваться из династии и освоить другую профессию. В наши дни найти своё призвание может каждый. Иног- да твоё увлечение может стать профессией. Однако, кроме интереса к какому-либо делу, важно иметь способности и определённый набор профессионально важных качеств. На- пример, водителю необходимо внимание, дизайнеру — об- разное мышление, педагогу — терпение. Ты можешь уже сейчас задуматься, какие способности и качества характе- ра тебе стоит развивать для будущей профессии. 3. Какие качества характера нужны врачу, укротителю, по- жарному? 4. Перед устройством на работу в полицию претенденты должны пройти психологический тест. Как ты думаешь, для чего?
  57. 57. 56 Наши далёкие предки верили в силы природы, способ- ные защитить от бед и болезней, приносящие удачу и здоровье. Ещё в первобытном обществе люди увешивали себя зубами и когтями убитых животных, чтобы получить их силу и ловкость. Считалось, что особые предметы: та- лисманы, амулеты и обереги — защищают своего облада- теля и приносят удачу. ВОЛШЕБНЫЕ ПЛЕТЕНИЯ В самом изготовлении нитей, получаемых из отдельных волокон, нашим предкам чудилось волшебство. С нитями связаны многие легенды, а узлы, плетения и ткани также овеяны тайной. Поэтому в оберегах и амулетах так часто использовали нити. СЛАВЯНСКИЙ ОБЕРЕГ БОЖЬЕ ОКО У этого древнего оберега несколько названий — Божье око, Солярный (солнечный) крест, Намка. Наши предки по- разному называли так эту крестообразную обережную кук- лу, считая, что она распространяет силы добра и отгоняет зло на все четыре стороны света. Похожие обереги есть у разных народов мира. Такой сувенир до сих пор веша- ют над входной дверью в дом, над кроватью ребёнка в некоторых российских деревнях. 1. В каких сказках встречается волшебный клубок? В чём его волшебство? 2. Для чего используется зубная нить?
  58. 58. 57 Последовательность изготовления поделки 1. Подбери яркие шерстяные нити разных цветов, ко- торые будут красиво сочетаться в твоей работе. Выбери цвет, который будет первым. Скрести 2 зубочистки под прямым углом. Обмотай их в центре нитью, чтобы прочно зафиксировать. 2. По очереди обматывай каждую часть зубочисток, сде- лай один оборот вокруг первой палочки, протяни нить к следующей, и так по кругу. Через несколько витков мо- жешь сменить цвет. Завяжи концы нитей узлами и обрежь концы поближе к узелку. 3. В завершение работы закрепи нить на конце одной из зубочисток крепким узлом и сделай петельку, чтобы сувенир можно было повесить. 3. Можно ли сделать подобную поделку, взяв за основу 3 скрещивающихся зубочистки? 4. Объясни смысл выражения «путеводная нить Ариадны».
  59. 59. 58 ИНДЕЙСКИЙ ТАЛИСМАН ЛОВЕЦ СНОВ В древности индейцы считали, что такой амулет защи- щает спящего от злых духов. На круг из ивовых веток, срезанных по весне, натягивали нити, вешали перья и бу- сины. По легенде, плести Ловца снов людей научил доб- рый паучок. Считалось, что плохие сны запутываются в его паутине, а хорошие проскальзывают сквозь отверстие в середине. Последовательность изготовления поделки Смастери сувенир Ловец снов на основе техники «изонить», для этого научись заполнять нитями окружность. 1. Вырежи шаблон, приложи его к изнанке плотного цветного картона и обведи. Срежь картон вокруг намечен- ного круга. Проколи шилом отверстия в картоне на под- кладном материале. 1. Как ты считаешь, сколько времени нужно взрослому че- ловеку для сна, а сколько — ребёнку? Почему? •
  60. 60. 59 2. Вставь иглу с яркой шерстяной нитью в отмечен- ное отверстие с изнаночной стороны, извлеки иглу и вот- кни её в отмеченное отверстие на другой стороне круга. Помни, что нить не должна провисать или быть слишком сильно натянута. Следующий стежок делай с изнанки на лицевую сторону в соседнее отверстие по часовой стрелке. Иглу воткни в соседнее с первым отверстие (если двигать- ся по часовой стрелке). 3. Каждый новый изнаночный стежок выполняй рядом с местом выхода иголки, сдвигаясь по часовой стрелке. Дви- гайся по спирали, пока не заполнишь нитями весь круг. Закрепи нить и обрежь её. 4. Аккуратно, чтобы не задеть нити, вырежи середи- ну круга по намеченной линии. В верхней части сувенира сделай петельку из нити, а снизу прикрепи 3 нити с на- низанными бусинками, бисером и перьями. СДЕЛАЙ САМ Смастери Ловца снов, взяв за основу круглый пред- мет — браслет, пяльцы или кольцо от штор. Чтобы нити не скользили, сперва обмотай основу плотно нитями — виток к витку. 2. Какие легенды о нитях ты знаешь? 3. Какие виды плетения ты знаешь?
  61. 61. 60 Какую бы профессию ты ни выбрал в будущем, каким бы делом ни стал заниматься, тебе придётся освоить пра- вила делового этикета. Деловой этикет — это установлен- ный порядок поведения в сфере работы, бизнеса и дело- вых контактов. Соблюдать деловой этикет — это умение проявлять уважение к окружающим людям, здесь важно всё: манера держаться, опрятная одежда, вежливое обра- щение в разговоре, тактичность. СПЕЦОДЕЖДА Людям разных профессий с учётом особенностей ус- ловий их труда требуется специальная профессиональная одежда, каждому своя. Для врачей, строителей, охотников, рыбаков, пожарных, дорожных рабочих, для сварщиков и военных нужны особые костюмы, комбинезоны, хала- ты, фартуки, нарукавники и пр. Спецодежда разрабатыва- ется специально для защиты работников от всевозможных вредных воздействий и с учётом необходимых для работы качеств — удобство, гигиеничность, функциональность* и лёгкость в использовании. 1. Какие виды спецодежды ты знаешь? 2. Людям каких специальностей необходима спецодежда? Какая именно?
  62. 62. 61 ОДЕЖДА ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА Внешний вид делового человека — его визитная кар- точка, ведь первое впечатление надолго остаётся в памяти людей, с которыми ты знакомишься. Существует специаль- ный дресс-код — форма одежды, требуемая при посе- щении определённых мероприятий, организаций, заведений. Во всём мире одеждой для работы у мужчин и жен- щин является костюм. Классический костюм — это одеж- да бизнесменов, работников офиса, работников умственно- го труда. Допускаются небольшие отступления для людей творческих профессий. Конечно, причёска должна соответствовать общему сти- лю и иметь ухоженный вид. Волосы не должны падать на глаза, затенять или закрывать их, от чёлки до глаз должно быть не меньше 1 см. Жесты и движения делового человека Этикет делового человека включает манеру держать- ся в обществе, предполагает аккуратность и подтянутость. Привыкай соблюдать эти правила с детства. Твоя походка должна быть упругой, движения — размеренными, а осан- ка — прямой. Сиди на стуле, не раскачиваясь; не садись на край, не облокачивайся на стол. Присаживайся и под- нимайся, не производя шума. Стул не двигай по полу, а переставляй, взявшись за спинку.
  63. 63. 62 ЭТИКЕТ ДЕЛОВОГО КОСТЮМА В Англии говорят: «Одежда — это тот внешний знак, по которому другие судят о внутреннем мире челове- ка. Один они видят, а другой — нет». То есть люди мо- гут решить, что человек и работает так же, как выглядит. В деловом мире, подбирая одежду для бизнеса, следят, чтобы одежда и обувь были чистыми, аккуратными, выгла- женными и сочетались друг с другом. В деловом костюме современного мужчины непременно должен присутствовать галстук, его отсутствие может быть воспринято как оскорб- ление. Галстук Галстук — это полоска ткани, за- вязанная вокруг шеи, она используется как украшение, аксессуар. Галстук, каким мы знаем его сейчас, появился мень- ше 100 лет назад в Америке. Он шьёт- ся из трёх частей ткани, скроенных под углом 45 градусов. В прошлом мужчины носили шейные платки, кружевные ко- сынки — жабо, ленты и прочие шейные украшения. Но чем более сдержанным и простым стано- вился мужской костюм, тем большее внимание уделялось галстуку — его последнему украшению. Мода на галсту- ки и на способы их завязывания меняется до сих пор, причём галстук вошёл и в женский гардероб. 1. Какие ещё правила поведения делового человека ты зна- ешь? 2. Какие сумки подходят к деловому костюму? К спортив- ному? К одежде для отдыха? 3. Самостоятельно сформулируй правила поведения: а) в му- зее; б) в театре; в) в кинотеатре.
  64. 64. 63 Малый узел Подбирай галстук правильно — ширина галстука долж- на быть пропорциональна ширине лацканов и разме- ру пиджака. Галстук должен гармонировать с сорочкой и костюмом. Если костюм яркий, то галстук к нему должен быть сдержанным и наоборот. Умение завязывать галс- тук обязательно пригодится тебе в жизни. Следи за дли- ной завязанного галстука: широкий конец должен касаться пряжки ремня. Храни галстуки в висячем положении, на специальной вешалке. 1) Продень галстук под воротник (это удобнее делать при поднятом воротнике) так, чтобы справа оказался уз- кий конец галстука, а слева его широкая часть. Сведи их крест-накрест, широкий конец поверх узкого. 2) Заведи широкий конец галстука под узкий под пря- мым углом и оберни вокруг узкого конца петлёй, перехва- тив широкий конец. 3) Теперь продень широкий конец в петлю под горлом и вытяни вверх, после чего продень широкий конец в по- лучившуюся петлю и потяни вниз. Продевай широкий ко- нец до конца, придерживая узел. 4) Подтяни узел к воротничку правой рукой в то время, как тянешь широкий конец к поясу левой рукой. Поправь галстук и узел перед зеркалом. 4. Какая обувь подходит к деловому костюму?

Отливка на воск. Как это работает?

Recommended

  • English
  • Español
  • Português
  • Français
  • Deutsch

лайфхаки. Как делать гипсовые отливки. Гипс Г16.

  • About
  • Dev & API
  • Blog
  • Terms
  • Privacy
  • Copyright
  • Support

КАК СДЕЛАТЬ ОТЛИВКИ? Глина, молды и работа с отливками

Share Clipboard

  • Facebook
  • Twitter
  • LinkedIn

Силиконовый молд или пластик? Работа с молдами. Объемные цветы и декупаж бутылок.

Public clipboards featuring this slide

Select another clipboard

Looks like you’ve clipped this slide to already.

КАК УЛУЧШИТЬ холодный фарфор. ПРОСТОЙ МЕТОД.

Восковые отливки мастер класс

Как Сделать Холодный Фарфор снова Пластичным/восстанавливаем массу ХФ и отливки/diy

Модные тенденции в черно-белых тонах Ольга Большакова

Кукла из фарфора: процесс создания

делаем ЧАШУ из пласта, самый простой способ — Урок 4 ч2 | Уроки Керамики

Ботанический барельеф DIY. Создаём стильное интерьерное панно. МК Ютты Арт.

Революционный инструмент для быстрой лепки цветов / A revolutionary tool for flower modeling

Делаем белоснежные крепкие отливки из Сухого фарфора от ProArt

Силиконовая форма для отливки кристаллов. Мастер-класс

Добавить комментарий